Словно во сне человек изловить человека не может,
Сей убежать, а другой уловить напрягается тщетно, —
Так и герои, ни сей не догонит, ни тот не уходит.
Илиада

Почему Ахиллес не может догнать черепаху?

Помню, когда я училась в школе, в учебнике занимательной математики мне попалась задачка про быстроного Ахиллеса и медлительную черепаху. Задачка запомнилась своей абсурдностью.

Суть логического построения в том, что есть Ахиллес — самый быстроногий герой Греции — и есть черепаха, которая ползает очень медленно. Но если дать черепахе фору в тысячу шагов, то Ахиллес никогда ее не догонит. Ведь за то время, за которое герой пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползет сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползет еще десять шагов, и так до бесконечности. Герой никогда не догонит черепаху.

Тогда я, конечно, не знала про апории Зенона. Но задачка запомнилась. Смысл ее я постигла горазда позже, когда начала изучать античную философию.

Зенон — древнегреческий философ, ученик Парменида, жил в V веке до н.э. В те благословенные времена ученик обычно продолжал и обосновывал идеи своего учителя. Так и Зенон пытался обосновать учение Парменида о неподвижности Сущего.

Парменид выдвинул тезис о неподвижности Бытия. Проще говоря, так как Бытие есть всё и во всём, то и двигаться ему некуда. Ведь движение предполагает, что изначально нас в точке В не было, потом мы из точки А туда пришли. А Бытие просто есть и идти ему некуда, оно и так везде.

 

Зенон, развивая эту концепцию, представил нам апории, которые ставят под вопрос саму возможность движения в мире чистых идей. Конечно, в чувственном мире, мире опыта, Ахиллес моментально догонит медлительную черепаху. Но апории рассматривают движение в мире математической логики, и вот парадокс: Ахиллес замедляется. Мир математических величин статичен и не зависим от нашего чувственного опыта. Математические элементы, числа и геометрические фигуры сами по себе стабильны и не меняются с течением времени. Этот мир более близок к Бытию, которое неизменно. В этом мире, говорит Зенон, быстроногий герой никогда не догонит медлительную черепаху.

Интересно отметить, что математическое решение апорий Зенона было найдено лишь в XIX веке с появлением теории сходящихся рядов. Это позволило преодолеть парадоксы, используя правило пренебрежения бесконечно малыми величинами, и Ахиллес, наконец, спустя 24 столетия догнал черепаху.

Умели древние мудрецы формулировать задачки!

Бежать или не бежать?

Эта история навела меня на размышления, не связанные с математикой. В нашем быстро меняющемся мире мы бежим, подобно Ахиллесу, в попытке успеть. Успеть за модой, найти свои ресурсы, построить матрицу судьбы, расписать карту желаний, отличить актуальное от не актуального, научиться тому, другому, третьему, чтобы, наконец, стать счастливыми…

Нам страшно остановить бег, но мы катастрофически не успеваем. Кажется, еще минута — и можно будет ухватить за хвост самое главное, но в последний момент оно ускользает, подобно загадочной черепахе.

Стресс и беспокойство от непрерывного бега ставят под сомнение ценность этой гонки. Возможно, то, что мы ищем, находится вовсе не в этом чувственном мире, где временные тренды исчезают так же быстро, как и появляются. Ведь в мире вечных ценностей не происходят изменения: Прекрасное, Доброе, Справедливое и Мудрое воплощаются во множестве форм. И через это множество мы ищем то, что позволит нам вновь собрать себя воедино, обрести смысл и цель. Обрести нечто, что не подвластно времени и может стать для нас опорой в этом стремительном и быстро меняющемся мире.

Это может быть мудрость, обогащенная опытом, доброта, раскрывающаяся в наших поступках, или справедливость, являющаяся основой наших решений. Нам необходимо найти то, что станет нашим якорем. То, что позволит проявляться, достигать успеха, строить планы и принимать решения, но всегда оставаться стабильными, оставаться собой.

Возможно, ключ к настоящему успеху и счастью — не в стремительном достижении все новых целей, а в постоянном обращении к вечным ценностям. И именно в этом обращении мы можем обретать устойчивость и внутреннюю гармонию, которую так легко утрачиваем в беге за мимолетными достижениями.

 

You have no rights to post comments