Можно ли изменить судьбуРано или поздно этот вопрос задает себе каждый. Совершенно не обязательно верить в судьбу, быть религиозным человеком или философом, чтобы на собственном опыте ощутить наличие некой предопределенности в своей жизни и острое желание эту самую предопределенность каким-то образом преодолеть. Но возможно ли это?

Немного истории

Что сильнее: предопределенность в жизни человека или его свобода выбора? Этот вопрос задавали себе мудрецы разных времен и народов. Их размышления не повторяют друг друга, но настолько друг друга дополняют, что их уместно сравнить с фрагментами большого пазла: каждое из них интересно само по себе, но, будучи сложенными вместе, они позволяют приблизиться к целостному восприятию вопроса. Давайте сделаем небольшой исторический экскурс и посмотрим, как в разных традициях понималась судьба.

 

В Древней Греции за судьбу отвечали три сестры, три мойры, воле которых, согласно Гомеру, подчинялись даже олимпийские боги, включая Зевса. Первая сестра, Лахесис, назначает человеку его жребий до его рождения. Клото прядет нить его жизни, сплетая воедино все необходимости. А Атропос неотвратимо приближает будущее, заставляя сужденное совершаться, включая неизбежную смерть, когда она перерезает жизненную нить человека.

В своем мифе об Эре Платон добавляет, что души сами выбирают свой жребий до рождения. Причем те, кто торопится в этот момент, впоследствии раскаиваются. Интересно, что у Платона говорится, по сути, о том, что перед воплощением душа каждого человека хорошо знает сужденное, свой жребий. Но перед тем, как отправиться в новую жизнь, все души пьют из реки забвения Леты. Причем души более жадные по своей натуре, пьют больше воды, и поэтому им потом тяжелее вспомнить свое предназначение.

Ученик Платона Аристотель, размышляя о свободной воле человека, отмечает ее как уникальный дар и обращает внимание на необходимость нравственного выбора свободного человека. Именно свободная воля, по его мнению, отличает человека от животных: благодаря свободе воли человек может быть как выше, так и ниже животных.

В Древнем Риме распространение получило учение стоиков, веривших в божественное Провидение. Но Провидение не предопределяет события, а создает условия, в которых живет и развивается все на земле. Провидение обладает абсолютной мудростью и благой волей, этой воле подчиняются даже боги, а задача людей — научиться понимать ее и ей следовать. Провидение посылает человеку испытания по его силе: нет ничего непреодолимого. Как раз в этом стоики видели свободу человека: в его способности реагировать, отвечать на любые вызовы судьбы и тем самым становиться сильнее.

В Древнем Египте считалось, что судьба человека зависит от того, насколько он следовал закону справедливости, который охраняла богиня Маат. Считалось, что каждое отклонение от этого закона отягощает сердце человека. В конце жизненного пути, на суде у бога Осириса, сердце человека взвешивалось. Если оно оказывалось тяжелее пера богини Маат, то человеку было необходимо снова отправиться в очередное воплощение, чтобы научиться жить в соответствии с божественными законами справедливости.

«В жизни и смерти есть Судьба, богатство и знатность — на Небе», — говорил Конфуций. То есть жизнь вплоть до смерти предназначена для того, чтобы выполнить, исчерпать свой долг, Дао, а награда ждет человека уже на Небе. «Не надо отрицать судьбу. Следуй ее выправлению, — продолжает Конфуций. — Умереть, исчерпав свое Дао, — значит выправить судьбу». Таким образом, в конфуцианской философии Древнего Китая судьба существует, но может быть «выправлена» человеком, следующим своему долгу.

Совсем не так будет обстоять дело в христианском учении. В нем нет места судьбе, поскольку все нити в руках Бога: существует божественный промысел. Человек изначально греховен, его задача — искупить свой грех, стяжать божественную благодать и заслужить тем самым спасение. Но личных усилий и праведной жизни недостаточно: не все зависит от человека, последнее слово всегда остается за Богом…

Буддизм же, родившийся шестью веками ранее, как раз отдает судьбу в человеческие руки. Буддизм признает универсальный закон справедливости — Карму — и считает, что судьба человека находится исключительно в его руках. Человек несвободен по причине омраченности его ума, но может освободиться, шаг за шагом преодолевая эти омрачения.

Наш с вами соотечественник философ А. Ф. Лосев, выдающийся исследователь античности, обращал особое внимание на необходимость принятия судьбы как Воли Божией. Каждое случающееся с человеком событие понималось им как своего рода «послание», адресованное Творцом лично этому человеку. И поэтому важно научиться принимать эти послания. Более того, считал Лосев, нужно делать это позитивно, радостно.

Закончить же этот небольшой исторический обзор мне хотелось бы цитатой из «Речи о достоинстве человека», написанной в XV веке итальянским гуманистом Джованни Пико делла Мирандолой. В этом произведении человек рассматривается как творение Божие, но при этом как незавершенное творение, закончить которое человек должен сам:

«Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные». О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!»

Как все устроено. Дхарма

Давно известно, что никто не может обладать монополией на Истину, на исключительность и полноту знания. Наоборот, Истина может проявлять разные свои грани через различные учения, что мы и видели выше: разные традиции донесли до нас разные грани понимания того, чем является и как проявляется судьба. Но что же такое судьба по своей сути, как она «устроена» на самом деле? Это слепая случайность, или существуют какие-то законы, управляющие судьбой? Как вы уже поняли, большинство мыслителей склоняется ко второму, а в Древней Индии эти законы даже называются: это Дхарма и Карма. И если второе слово более-менее на слуху, то первое нуждается в объяснении.

Дхарма и Карма

Буквально слово «дхарма» чаще всего переводят как «закон». В этом смысле «закон дхармы» — это «закон законов», то есть какой-то основополагающий закон. Действительно, санскритский корень этого слова «dhr» означает «держать», «поддерживать». Суть это закона на первый взгляд проста: у всего сущего в этом мире есть дхарма, есть свой закон. Следовательно, есть смысл и предназначение.

Можно поразмышлять о том, как связаны между собой та или иная сущность или объект и ее закон, на каком-либо примере. Возьмем, скажем, стул. У него есть закон? Да: чтобы на нем сидели. Закон определяет его суть, его предназначение, то, ради чего был создан стул. Стул предназначен для того, чтобы на нем сидели. Пока все просто, но давайте продолжим наши размышления.

А можно ли на стуле летать? Можно ли на нем переплыть реку, можно ли им вскопать огород? Что за странные вопросы, скажете вы, конечно же нет! Более того, весьма вероятно, что если стул использовать не по его прямому предназначению, то он сломается. Совершенно верно, именно об этом и говорится в древних индийских текстах: «Свой долг, хотя бы несовершенный, лучше хорошо исполненного, но чужого. Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна». И если применительно к стулу это звучит не так грозно, то при рассуждении о предназначении человека заставляет крепко задуматься: что лучше, копировать чей-то жизненный путь, пусть и успешный, или прокладывать свой?

Идем дальше: как вам кажется, а знает ли стул свое предназначение? Понятно, что нет, но вот почему? Не спешите с ответом, что у него нет ума… С философской точки зрения все немного сложнее: он не может знать своего предназначения потому, что оно появилось раньше него (сначала появилось «ради чего», а потом уже был сделан стул), потому что оно больше него. Но он может выполнить свое предназначение, даже не зная его. Это, возможно, одно из самых интересных следствий закона Дхармы: предназначение невозможно узнать, но его можно выполнить.

Этот факт никогда и никого не оставляет равнодушным: ну как же так? Ведь история знает примеры людей, которые, как нам кажется, точно знали свое предназначение и следовали ему! И даже сегодня вокруг найдется немало людей, уверенных в том, что они нашли свое предназначение, обрели его… Давайте не будем спешить. Всегда, во все времена в мире были люди, которые следовали своему предназначению: это счастливые люди. Чаще всего это те, кто на собственном (и всегда непростом) опыте открыл древнюю истину: предназначение — это не то, что жизнь предназначает тебе. Предназначение — это то, для чего жизнь предназначает тебя. Но любому человеку требуется время для того, чтобы вопрос «чего я жду от жизни?» постепенно сменился вопросом «чего жизнь ждет от меня?».

И отсюда еще одно понимание того, что такое дхарма: это долг. Это то, что я должен сделать, кем я должен стать, что должен пройти. Оказывается, это долженствование заложено в нас самой природой; более того, мы его лучше всего чувствуем в те моменты, когда сталкиваемся с тем, чего мы не должны делать, и когда в нас начинает говорить совесть — голос нашего бессмертного Высшего «Я», напрямую связывающий нас с нашим предназначением. Но все же, есть ли хоть какой-то способ узнать, понять свой собственный долг? В этом нам как раз и поможет разобраться второй очень важный закон — закон Кармы.

Карма. Что посеешь, то и пожнешь

Слово «карма» для нас гораздо более привычное, оно больше на слуху, но это не значит, что мы лучше понимаем его суть. Санскритский корень этого слова «krt» означает «действие». Карма — это закон действия, согласно которому результаты действия на любом плане существования рано или поздно обязательно вернутся к своему источнику, к своей причине. Подобно тому как волны, созданные брошенным в озеро камнем, возвращаются отраженными от его берегов и гасят друг друга, последствия совершенных человеком деяний всегда возвращаются к человеку в этом или иных его воплощениях. Наиболее лаконично по сути закон Кармы сформулирован апостолом Павлом в его послании Галатам (6:7): «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет».

Карма. Что посеешь, то и пожнешь

На первый взгляд, это очень естественный и справедливый закон, но принять его очень трудно. Трудно потому, что прямым следствием этого закона является простой вывод: все, что происходит со мной сегодня, мною заслужено. Мое благосостояние, мои умственные способности, социальное положение, страна, время, в которое я родился… — все это не случайно и является прямым следствием моих решений, моих поступков. Или, проще говоря, в моем теперешнем положении не виноваты мои родители, не виноваты мои друзья, соседи и даже заокеанские недруги, вставляющие нам палки в колеса… Нет! Единственная причина моего нынешнего положения — я сам.

Но почему же так сложно с этим смириться? Дело в том, что любой человек порой напоминает горе-садовника, оглядывающего свой огород и мучительно пытающегося понять: что же случилось? Почему здесь растет крапива, там — огурцы, а кое-где вообще сорняки? Кто все это посадил?! В случае садовника ответ очевиден: нужно было заранее думать, что сажаешь, и следить за тем, как оно растет. Прав апостол Павел: не стоит грешить на Господа или кого-то еще, все тобой посеянное обязательно прорастет. Просто… нужно заранее думать, что сеешь!

На этой мысли хотелось бы остановиться подробнее. Многие люди, даже признающие закон Кармы, склонны рассматривать все происходящие с ними события лишь как следствия чего-то совершенного ранее. Это правильно, но лишь отчасти. Допустим, я потерял часть денег — это мне наказание за какие-то прежние прегрешения. Или, наоборот, меня неожиданно повысили по службе — это Карма награждает меня за какие-то усилия и благие поступки. Так? Не совсем. Карма не наказывает и не награждает, она просто реагирует, дает ответную реакцию, это безличный закон. Но, реагируя каждый раз, Карма не только возвращает мне следствия, но и создает условия для моего движения вперед, к моему собственному предназначению.

Это очень важно понять. Обычно, когда с нами что-то случается, мы «смотрим назад», то есть воспринимаем случившееся как награду или наказание за что-то. Да, безусловно, случившееся с нами однозначно связано с нашим прошлым, но все дело в том, что это прошлое мы уже не в силах изменить. Мы не можем изменить то, что уже случилось. И поэтому, с точки зрения понимания закона Кармы, очень важно научиться «смотреть вперед», то есть воспринимать происходящее с нами как возможность для того, чтобы «посеять» что-то новое, ведь сказано же: «Что посеешь, то и пожнешь»!

Я хочу, чтобы в моей жизни было больше любви? Значит, я должен «сеять» любовь, то есть реагировать на происходящее исходя из любви. Я хочу, чтобы в моей жизни было больше справедливости? Значит, я должен «сеять» справедливость, быть ее источником. Хочу, чтобы было больше денег? — Должен больше работать. Хочу больше добра? — Должен сеять добро — и так далее. Самое главное — это понять, что именно сейчас, в момент моей реакции на то или иное событие я и создаю свою собственную судьбу. Потому что именно сейчас я «сею», именно сейчас я закладываю причины будущих следствий.

Так можно ли изменить судьбу? Да. Более того, мы это делаем постоянно, совершая маленькие или большие выборы. Наша задача — увидеть их в череде повседневных событий и понять, что все происходящее с нами — это не награда или наказание, а возможность. От нашей реакции, нашего выбора и зависит наша собственная судьба. И не забывайте о Дхарме, о предназначении, всегда проявляющем себя через голос совести: в каждый момент, в каждой ситуации мы очень хорошо знаем, как дόлжно поступить. Далеко не всегда так поступаем, это да, но как дόлжно — знаем.

Поэтому в заключение мне остается лишь привести любимые слова Гёте: «Как нам познать себя? Размышляя — никогда, но только действуя! Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, кто вы. А что является вашим долгом? Требования каждого дня».

Карма. Что посеешь, то и пожнешь

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s