Силы разрушения, естественным образом присутствующие в природе, были персонифицированы практически в каждом религиозном и философском учении. Со временем изначальное понимание функции этих сил искажалось, в результате чего сегодня они порой излишне демонизированы и окружены наивными суевериями. Почему так получилось? 

Происхождение дьявола

Во всех религиозных учениях есть противник божественного, эволюционного начала, но ни в одном темное начало не равно светлому. Зло всегда вторично по отношению к Добру.

 

Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре

Например, ветхозаветный Сатана — это всего лишь «противник» Бога. Его функция заключается в том, чтобы отвращать человека от духовного пути, заставляя его потворствовать своим страстям и вести приземленное существование. Он искушает любого человека, предлагая ему земные блага взамен небесных: в Евангелии Сатана предлагает Иисусу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её».

В современном христианстве дьявола чаще всего называют Сатаной и рассматривают как падшего ангела. Восстав против Бога, он отказался служить ему и всем небесным силам, выбрав в качестве своего царства земной мир. Дьявол дезинформирует людей, сея в их душах ложь и хаос. Иногда его также считают воплощением всех людских пороков.

 Николай Рерих. Искушение Христа. 1933

В зороастризме верховному божеству Ахура-Мазде противостоит Ангра-Майнью. Он не дьявол в полном смысле этого слова, не олицетворение сил зла. Он тот, кто нарушает божественный, установленный Ахура-Маздой, закон. Будучи от рождения вместе с Ахура-Маздой наделенным полной свободой, он использует ее не ради реализации божественного плана, а в своих личных целях. Действуя так, он оскверняет творения Ахура-Мазды, создает лживые и вредные антиподы благих творений.

В исламе с дьяволом отождествляется Иблис. Это джинн; он был создан не из чистого света, как ангелы, а из огня. Известен тем, что отказался пасть ниц перед Аллахом и за это был изгнан с небес. Основная функция Иблиса — вселять неверие в сердца людей. Любопытно, что он искушает грешников не только по своей воле, но и с соизволения Единого Бога.

В буддизме дьяволу соответствует демон-искуситель Мара. Именно он пытался соблазнить Будду видениями красивых женщин. Он придает привлекательность земной жизни, отвлекая тем самым людей от духовных практик. Иногда Мара понимается как совокупность людских привязанностей и страхов, вновь и вновь увлекающая человеческую сущность в очередное воплощение.

Так кто же такой дьявол?

Теперь можно сделать некоторые выводы.

Дьявол не равен Богу. Как вы убедились, во всех традициях есть представление о силах Зла, но они никогда не равны силам Добра. Зло всегда вторично, Тьма всегда является порождением Света. Они не равны. Свет — причина. Тьма — следствие. Это очень важно понимать, потому что именно в этом неравенстве заключена надежда на спасение и возможность для преодоления всего темного в каждом живом существе. Свет сильнее Тьмы по своей природе.

Основная задача дьявола — искушать человека. Опять же, из всех приведенных примеров становится очевидной «профессия» дьявола. Ничто в природе не возникает просто так, без смысла. Если все философские и религиозные учения говорят нам о существующих силах зла, значит, эти силы для чего-то, но нужны. Но неужели «нужно» человека искушать? Оказывается, да. Человек двойственен по своей природе, он объединяет в себе смертную и бессмертную, тварную и божественную, темную и светлую стороны. Эти две природы антагонистичны и всегда борются между собой. Благодаря усилиям человека божественное в нем должно в итоге победить — такова эволюционная задача. Но человек не решает проблему, пока не увидит ее. Кто ему эту проблему должен показать, чтобы он сам наконец-то ее увидел и смог преодолеть. Для этого и нужны искушения...

 Джеймс Тиссо. Искушение Иисуса Христа в пустыне

Дьявол побеждаем. Из сказок мы знаем, что Добро всегда побеждает Зло. Это не только в сказках и мифах, это тоже эволюционный закон: божественная природа всегда торжествует, потому что она первична и сильнее. Отсюда очень важное правило: не нужно бороться с дьяволом, нужно сражаться за божественное в себе. Это очень просто понять: зайдя в темную комнату, вы не станете «сражаться с темнотой», а включите свет. Но это очень непросто применить в своей собственной жизни, потому что дьявол многолик и изменчив, он любит привлекать к себе внимание. На практике это выливается в знаменитый закон: не нужно сражаться против Зла, необходимо сражаться за Добро. Не нужно копаться в своих многочисленных страхах, комплексах и проблемах. Нужно пробуждать и развивать добродетели, искать идеалы и идти за мечтой.

You have no rights to post comments