«Римляне завоевывали мир трижды: оружием, религией и правом».

Сложно не согласиться с этим высказыванием, вспоминая завоевания Рима и одну из мировых религий — христианство. А вот о третьем компоненте, незаметном на первый взгляд, но от этого не ставшем менее важным, предлагаем вспомнить.

 

Марк Ту́ллий Цицеро́н — римский политик, оратор, философ, учёный

 

Вы никогда не задумывались, как появляются наши законы?

Конечно, их принимают депутаты, и да, многие из них — это ответ на требование сегодняшнего дня.

Но есть институты, есть основополагающие нормы и принципы права, которые появились так давно, что иногда захватывает дух.

Немного истории

Зарождение римского права относится к периоду, когда Рим был маленькой общиной среди многих других. Принято считать, что это началось примерно в VIII веке до н.э. Юридическую практику на этом этапе осуществляли жрецы-понтифики. И этот факт уже, как кажется, говорит об уникальности правовой системы: она изначально строилась на принципах, которые были выше человеческих.

Постепенно происходит переход от обычного «местного» права к государственному законодательству и становлению судебной практики. Основным источником права с V в. до н.э. были «Законы XII таблиц», закрепившие основные институты правовой системы Рима.

С III в. до н.э. начинают складываться институты римской государственности и судебной системы, издаются законы. Начинают формироваться принципы публичного права, формируется правовой статус свободного гражданина. На право оказывает влияние греческая философия и греческие правовые доктрины.

Corpus juris civilis — современное название свода римского гражданского права

Расцвет римского права относят к периоду с I века до н.э. по III век н.э., это классический этап его развития. В этот момент оно достигает своего совершенства с точки зрения юридической техники и практики судебного красноречия, которая связывается с такими именами, как Цицерон, Марк Антоний, Гальба, Марк Порций Катон.

Но последовавшие за этим политические кризисы в государстве не могли не отразиться на развитии права. Последним важным событием в истории римского права можно назвать Кодекс (иногда называют «Свод») Юстиниана, разработанный в 529 г. н.э., уже после образования Западной и Восточной Римских империй. Для этого были переработаны многочисленные нормы и положения.

И немного теории

В римском праве традиционно выделяют публичное и частное право. Публичное (jus publicum) регулирует отношения в государстве, отношения между государством и частными лицами. Частное (jus privatum) регулирует имущественные отношения граждан. Нормы публичного права были обязательными и изменяться отдельными лицами не могли. Нормы частного права могли в ряде случаев изменяться соглашением лиц, предоставляли возможность частным лицам отказаться от указанного в законе поведения и самим определить, как поступить в конкретном случае. Например, лицо само решало, защищать или не защищать свое нарушенное право собственности, предъявлять или не предъявлять иск. Но здесь действовали также условно обязательные нормы, например, если умерший не оставил завещание, действовали нормы, кому и как переходит его имущество.

В известной нам истории человечества сложно найти правовую систему, которая достигла бы такой детализации, такого уровня юридической формы и юридической техники.

Римское частное право было представлено несколькими ветвями, которые появились в разное время.

Первую составляло квиритское (цивильное) право, которое регулировало отношения исключительно между квиритами (римскими гражданами). Но дальнейшее расширение торговли, сельского хозяйства привело к тому, что старые нормы уже не могли отвечать новым условиям.

И рядом с квиритским правом стало образовываться преторское право, выросшее из преторских эдиктов. В ходе судебной деятельности преторы не изменяли старые нормы, а давали им новое значение, иногда заполняя пробелы. Эти нормы были уже не такие формальные. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, учение о естественном праве (jus naturale). В соответствии с естественным правом, все люди равны и рождаются свободными. Из принципа справедливости выводилось также равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

 
В дальнейшем, когда связи Рима с другими странами расширились, появилась необходимость регулировать отношения и сделки с участием иностранцев. Так появилась еще одна система частного права — «право народов» (jus gentium). Эта система впитала в себя институты не только римского права, но и права Греции, Египта, других государств.

Постепенно происходило сближение этих трех систем, и уже к IV в. н.э. они образовали единое римское частное право.

Немного о современном праве

Может сложиться впечатление, что римское право сейчас — теория для студентов юридических вузов. На самом же деле мы сталкиваемся с отголосками римского права в своей жизни, даже не подозревая этого.

В силу своей универсальности оно лежало в основе многих правовых актов Европы (Прусское земское уложение, Кодекс Наполеона и других).

И в наше время римское право является прообразом многих правовых систем современных государств.

Например, в российском Гражданском кодексе можно найти достаточно «римских» элементов. Это такие институты, как ипотека, сервитуты, приобретательская давность, право собственности. Возникновение правоспособности гражданина, эмансипация, установление опеки и попечительства, деление вещей, залог, некоторые виды договоров — тоже из Древнего Рима.

Наверное, поэтому Рим можно было бы назвать еще и основоположником правовой культуры.

Немного о забытом

Существуют и такие виды права, которые не совсем понятны современному миру. Но, как кажется, эти незаметные и мало цитируемые составляющие определили величие не только системы права, но и всего Рима.

Одно из них — право справедливости, когда действовали не строгие правила, а принцип «доброй совести». В римском праве справедливость (aequitas) использовалось в судопроизводстве и содействовало смягчению суровости строгого формального права.

Может, поэтому в Риме была не только богиня правосудия Юстиция с весами и мечом, но и богиня справедливости Эквитас с весами в правой руке и рогом изобилия в левой.

Богиня справедливости Эквитас

И для римских юристов понимание справедливости было основополагающим.

«Всякий раз, когда предписания или неясности права препятствуют естественной справедливости, положение следует исправить праведными решениями» (Юлий Павел).

«Правосудие (iustitia) — это справедливость (aequitas), воздающая каждому конкретное право соответственно достоинству каждого».

«Пусть действует справедливость (aequitas), что устанавливает в равных случаях равное право» (Цицерон).

В наше время странным было бы использование в юридических делах понятие «доброго и справедливого» (bonum et aequum), но для римского права это было естественным, а aequitasявлялось критерием правомерности судебного акта.

«Право есть наука о добром и справедливом», как можно прочитать у одного из римских юристов Цельса.

Также непривычно для современного мира прозвучало бы понятие «сакральное право», хотя в Риме это была одна из частей юридической системы (ius pontificium, ius sacrum).

С одной стороны, это было право, касающееся жрецов и их взаимодействия с государством. Но также в этом праве были нормы, основывающиеся на представлении о священных обрядах.

Так, в 195 г. до н.э. верховный понтифик доложил, что ненадлежащим образом был выполнен обряд священной весны. И сначала он сообщил это коллегии понтификов, а затем, по ее решению, — сенату. После этого сенат принял решение о повторении обряда священной весны.

Известны факты, как жрецы-понтифики следили за точным исполнением ритуалов на некоторых собраниях, во время праздников и в таких делах, как усыновление, брак, заупокойные обряды. А также следили, чтобы многие важные действа совершались в «надлежащие дни». И это тоже было нормами права.

Наверное, все это может говорить об особом отношении римлян к тому, что для нас является привычным и обыденным. И можно попробовать представить, какой могла бы быть наша жизнь, в которой праздники и важные события имели бы связь с чем-то большим, со священным, с Богом.

Немного о гражданине

Ключевую роль в римском праве играет институт гражданства. Население римского государства подразделялось на граждан (civis), латинов (latini) — лиц, имеющих латинское гражданство, — и перегринов (peregrini) — чужеземцев.

При этом цивилизованный человек, родившийся в любой части империи, мог стать гражданином Рима.

Но этот статус был не только особой привилегией, но и определенной обязанностью соответствовать ему. Наряду с приобретением гражданства существовали и механизмы потери прав римского гражданина или ограничения в этих правах. Это могло быть как добровольным (в случае переезда), так и принудительным, например в случае нахождения во вражеском плену, в кабальном состоянии за долги или в виде наказания за какое-либо тяжкое преступление, связанное, как правило, с общественными обязанностями гражданина (уклонение от воинской службы, неуплата обязательных платежей, связи с врагами). Лишиться прав гражданства можно было и за позорящие, аморальные поступки или деятельность (мошенничество, нарушение клятвы, ростовщичество и т. д.).

В разные периоды истории Рима отношение к гражданству и к присвоению статуса гражданина менялось. Известен пример императора Августа, который заботился о «качестве» римского гражданства и был готов, чтобы «казна потерпела ущерб, нежели понизить честь римского гражданства».

Первый римский император Октавиан Август

На заре истории Рима была сформирована шкала системы ценностей римского гражданина. В нее входили благочестие (pietas), верность (fides), cерьезность (gravitas), твердость (constantia). И все они объединялись понятием virtus (добродетель, доблесть, мужество), соединявшим в себе военное мужество с исполнением гражданского долга. Четыре основные добродетели римского гражданина тесно соприкасались и переходили одна в другую. Верность была прежде всего верностью гражданской общине, неразрывно связанной с благочестием как почитанием священного, божественного. Поэтому верность общине означала прежде всего верность ее Богам.

Важнейшими нравственными ориентирами считались также воинственный дух, достоинство всех внешних форм, степенность, строгие порядки.

Республиканская эпоха Рима, когда многие должности стали выборными, добавила в список ценностей гражданина служение государству как проявление патриотизма и верности.

Зачем нам это?

«Правовые установления существуют не для отдельных лиц, но имеют общее значение», — писал Ульпиан, знаменитый римский юрист.

Статуя римского юриста Ульпиана

Прикасаясь к истории римского права, начинаешь понимать, что в этом была не только суть права, но и суть существования Рима. Все было подчинено Закону, единому для всех, Закону, который был выше мнения или устремления какого-либо правителя. Закону, базировавшемуся на ценностях, которые мы можем назвать вечными, — на доброте, на справедливости. Закону, воспитывавшему человека-гражданина, для которого главным были понятия верности, благочестия, доблести и служения. Это был Закон, который помогал жить чем-то большим, чем ты сам.

И, как кажется, только такой подход может создать великую цивилизацию, такую, какой был Рим.

Кто-то может возразить, что знает Рим совсем иным, знает его по многочисленным войнам, историям гладиаторских боев, оргиям, разврату и глубокому моральному упадку. Да, это тоже Рим, вернее, его отдельные периоды истории.

Но и в каждом человеке есть что-то красивое и что-то уродливое. В наших силах увидеть то, что для нас сейчас важнее. Увидеть плохое — легко. Увидеть красоту и величие — сложнее. Потому что это прежде всего вопрос к себе: что мне мешает быть на такой же высоте?

Смотря на следы Рима и римского права, невольно начинаешь задумываться: а что оставит после себя наша цивилизация, какие ценности, какие понятия? Чем сегодня живем мы, и можем ли мы стать таким же примером силы и доблести, каким во все времена был Рим?

Ответы, похоже, нам еще предстоит искать.

You have no rights to post comments