О знаменитой гравюре на меди А. Дюрера «Меланхолия» – одной из трех так называемых мастерских гравюр – написано много. Трудно найти в этой работе малейший штрих, который не был бы подвергнут детальному, всестороннему анализу. При этом привлекалась (и довольно часто!) астрономия и особенно астрология. И, разумеется, в первую очередь внимание обращалось на комету.

 

Меланходия  
«Меланхолия I». Альбрехт Дюрер (1514). Гравюра на меди  

В 1986 году, во время очередного сближения Земли с самой знаменитой из комет – кометой Галлея, – эту гравюру А. Дюрера вспомнили снова. При этом изображенную на ней комету связали (разумеется!) именно с кометой Галлея. Хотя, как при этом и отмечалось, сам Дюрер не мог видеть кометы Галлея: она появлялась до его рождения и после смерти - в 1456 и 1531 годах. Предполагалось, правда, что художник мог видеть ее изображение в какой-то из старинных книг. Это вполне возможно, тем более что, работая над вычерчиванием своих астрономических карт, он пользовался библиотекой знаменитого астронома Региомонтана, хранившейся у Христины Вальтер, вдовы известного нюрнбергского астронома Бернгарда Вальтера.

Но разве не гораздо проще и логичнее было бы предположить, что Дюрер мог сам видеть какую-то комету? Не Галлея, а другую? И такая комета действительно была! Более того, как считает автор статьи, знаменитый немецкий художник не мог ее не видеть, ибо как раз в это время, работая над гравюрой «Меланхолия I», он проводил тщательные астрономические наблюдения в собственной обсерватории на крыше своего дома в Нюрнберге!

При этом судьба этой “кометы Дюрера” оказывается удивительным образом связанной и с судьбой комет, ставших главной астрономической сенсацией последнего десятилетия, – комет Хиакутаки и Хейла-Боппа.

Комета Дюрера

Разумеется, можно создать картину, где перед вашими глазами сверкали бы Сатурн или Венера.
Альбрехт Дюрер

1512 год. Во время своего пребывания в Нюрнберге знаменитый немецкий ученый Иоганн Стабий - астроном, математик и географ, разносторонне образованный гуманист, увенчанный в 1501 году как поэт  «Коллегией поэтов и математиков», советник Максимилиана I по вопросам литературы и науки, составитель гороскопов и прочая, и прочая - привлекает не менее известных К. Хейнфогеля и А. Дюрера к изготовлению и изданию географических и астрономических карт.

1515 год. Публикуется итог этой работы, совместный труд трех ученых с посвящением кардиналу Маттеусу Лангу фон Валленбургу. В нем видное место занимают звездные карты северного и южного небесных полушарий с 48-ю известными в то время созвездиями и их фигурными изображениями. Латинская надпись на карте южного полушария гласит: «Иоганн Стабий направил – Конрад Хайнфогель расположил звезды – Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями».

Во время работы над этими звездными картами Дюрер часто сам наблюдал звездное небо в собственной обсерватории в Нюрнберге, и, конечно же, он не мог не видеть большую комету 1513-1514 годов. Эта комета сияла на небе, будоража, как водится, человеческое воображение и порождая немало кривотолков, - как раз то время, когда Дюрер работал над «Меланхолией», датированной 1514 годом.

Вот какое свидетельство о комете 1514 года содержится, например, в старинной «Кометографии» каноника Парижского университета М. Пингре (1783 г.): «1513. Комета: с конца декабря 1513 по 19 или 21 февраля 1514; прошла от конца знака Рака до конца знака Девы; видна всю ночь».

В классическом труде Станислава Любинецкого «Театр комет» (1667 г.) есть изображение этой кометы. Высказывалось предположение, что центральной фигурой «Меланхолии» Дюрер выбрал крылатую женщину потому, что как раз у ног зодиакальной Девы, на границе с Весами, и исчезла, так и не раскрыв своих тайн, эта комета. А ведь Дюрер в это время на своих звездных картах изображал Деву крылатой!

Наконец, мы обратились к труду Джованни Риччоли «Новый Альмагест» (1651 г.), где отыскали описания различных астрологических «планетных типов» комет, и в частности «сатурнианских» комет. Дело в том, что астрологи того времени придерживались достаточно сложной классификации комет в зависимости от их формы, цвета, яркости, наподобие астрологических классификаций планетных типов. К тому же еще некоторые древние авторы считали, что кометы появляются в результате различных конфигураций (в частности, соединений) планет.

Но почему мы говорим именно о «сатурнианских» кометах? Оказывается, во многих работах, посвященных Дюреру и этой его гравюре, указанную комету называют... планетой Сатурн. Чтобы понять это, необходимо окунуться в средневековые астрологические представления, равно как и в представления того времени о четырех типах человеческого темперамента.

В меланхолическом сиянии Сатурна

Невозможно понять огромное количество произведений искусства и архитектуры, научных трактатов, поэм... если не привлечь на помощь астрологию... Яркий пример тому – "Меланхолия I" Альбрехта Дюрера.

В 1486 году в Кельне рождается мальчик, которому судьбой и звездами предначертано было стать известным врачом, писателем, философом и оккультистом, ведущим авантюрную, полную приключений жизнь. Его имя - Агриппа (Генрих Корнелий) Неттесгеймский. За свою приверженность Каббале он подвергается ожесточенным преследованиям; позже поступает на службу в войско императора Максимилиана. В 1510 году в Кельне выходит его сочинение «Об оккультной философии», в котором он придерживается воззрений Раймунда Луллия и Иоганна Рейхлина и, вслед за Марсилио Фичино, развивает теорию христианской платоновской теософии.

Развивает он (но не является автором, как это нередко утверждается) и воззрения о четырех типах человеческого темперамента. Согласно этим представлениям, меланхолики рождаются под влиянием планеты Сатурн (сангвиники - под Юпитером или Венерой, холерики – под Марсом, флегматики – под Луной).

Какие ассоциации вызовет у современного человека слово «меланхолик»? Скорее всего – плохое расположение духа, удрученное настроение, уныние, грусть... В медицине меланхолия («черная желчь») – функциональная форма душевной болезни, прямо противоположная мании; одним из ее симптомов и является это подавленное настроение.

Но в средние века понятие «меланхолик» было равнозначно понятию «гений». Агриппа Неттесгеймский писал, развивая теорию Марсилио Фичино, о меланхолическом темпераменте и об особой, порожденной влиянием Сатурна, «меланхолической одержимости», делающей человека способным к высшим формам духовной деятельности. Выделялись три типа меланхолической одержимости (или три ступени человеческого гения). Первый – это люди с богатым воображением и люди, живущие в мире пространственных представлений: художники и ремесленники. Второй – это те, у кого рассудок преобладает над чувством: ученые и государственные мужи. И, наконец, третий – люди, у которых преобладает интуиция: теологи и философы.

Однако что касается художников, то им доступна только первая ступень. Вот почему на гравюре надпись «Меланхолия I». И вот почему Меланхолия печальна и мрачна. Она крылата и могуча, но невозможность проникнуть за границы видимых явлений мира, узнать тайны мироздания сковывает ее силу и волю.

Известно, что Дюрер создал эту картину для Максимилиана I. Но побудительной причиной к тому был страх этого эрцгерцога перед зловещим влиянием планеты Сатурн (сам Максимилиан тоже был «сатурновым типом»). На голове у крылатой женщины венок из лютиков и водяного кресса – как средство против опасных приступов меланхолии и влияния Сатурна.

Оправдание и возвеличивание гуманистами меланхолического темперамента повлекло за собой и новое толкование воздействия Сатурна на людей. Изучая сочинения древних авторов, гуманисты установили, что греческий философ Плотин так же высоко ставил Сатурн, как Аристотель - меланхолический темперамент. По мнению Плотина, Сатурн, будучи старше всех богов, стоит ближе к источнику жизни, чем рожденные от него Юпитер и другие боги. Он воплощает высший интеллект. Кстати, и неоплатоники приписывали людям, родившимся под Сатурном, склонность к тихой созерцательности...

На одной из картин другого знаменитого художника, Лукаса Кранаха Старшего (1472 - 1553), соотечественника и большого друга А. Дюрера, изображена сама планета Сатурн - и тоже как символ меланхолии, точнее, как покровитель творческого гения. Речь идет о портрете Иоганна Куспиниана – гуманиста, историка и врача, ректора Венского университета. Сатурн, как яркая звезда, светит сквозь ветви дерева. А на портрете жены Куспиниана, Анны, Лукас Кранах Старший представил атрибуты сангвиника (Юпитера и Венеры): огонь и сокола, набрасывающегося на добычу.

Через два с половиной века после Дюрера французский поэт Поль Верлен описал многие из сатурнианских качеств в своих «Сатурнианских стихотворениях», проникнутых безотчетной меланхолией...

Именно представлениями о влиянии Сатурна можно объяснить присутствие на гравюре Дюрера различных землемерных, измерительных и столярных инструментов. Но Сатурн оказывает не только неблагоприятное воздействие; будучи старше других богов, он больше всех остальных владеет тайнами Вселенной. Тот, кто хочет эти тайны раскрыть, – должен отдать себя под покровительство Сатурна, сколь бы опасно оно ни было. Не правда ли, это в известной степени напоминает заключение сделки с Дьяволом? Сатурн – самая зловещая планета в астрологии – имеет в своем имени тот же корень, что и Сатана. Правда, оба они стали олицетворением зла лишь впоследствии, как боги древности, низверженные с приходом новых религий. Недаром Золотой век называют веком Сатурна! Сатурн был и древним богом-покровителем земледелия.

Вот откуда на гравюре все приборы и инструменты – творения человеческого гения. Несмотря на кажущуюся разбросанность, в их расположении прослеживается четкий порядок. Огромный многогранник неправильной формы - это, как оказалось, кристалл плавикового шпата, какие находили в горных разработках как раз под Нюрнбергом. А рядом – тяжелое каменное ядро. Подобные тела как символы планет появлялись в сочинениях по магии и астрологии.

Альберт Великий, уделявший астрологии большое внимание, писал: «Сатурн оказывает влияние на превратности жизни, на науки и знание». Эта планета почиталась покровительницей столяров и плотников, каменотесов и вообще ремесленников. Астрологически она связывалась с землей. Поэтому, покровительствуя всему, что связано с землей, Сатурн «благоприятствовал землемерам, геометрам и всем, кто занимается измерениями».

Агриппа Неттесгеймский указывал: «Сатурн дает созерцание глубин и спрятанных богатств, которые становятся доступны меланхоликам после долгих скитаний и путешествий». Отсюда, видимо, и море на гравюре. А спящая собака (которую, кстати, часто связывают с пуделем Фауста) отражает средневековое историческое поверье, что сны меланхоликов часто сбываются и что в них они нередко черпают вдохновение. Подобные представления о пророческих и вещих снах, вызванных влиянием звезд, бытовали еще в античную эпоху. Не отсюда ли и лестница, уходящая куда-то вверх? Ведь знаменитая библейская Лестница Иакова интерпретируется некоторыми исследователями именно как звездная лестница (Млечный Путь или Зодиак), ведущая в царство звезд.

А рядом с лестницей, на стене, изображены весы. Оказывается, в год создания гравюры и появления упомянутой кометы планета Сатурн находилась как раз в зодиакальных Весах. Кроме того, именно в Этом созвездии в первой декаде декабря 1513 года компактно сошлись Сатурн, Марс и Венера, которые были хорошо видны на утреннем небе перед восходом Солнца (до этого Венера и Марс находились в Деве. К этому соединению планет и шла эта сатурнианская комета.

В астрологии Весы – знак воздуха. Возможно, именно этим объясняется присутствие рядом с весами крылатого путто, а рядом с кометой – крылатого дракона. В древнем мире, в средние века и даже в более позднее время кометы нередко сравнивали с драконами. Впрочем, во времена Дюрера и сами кометы символизировали воздушную стихию. Дело в том, что в то время большинство образованных людей, следуя учению Аристотеля, считали, что кометы – это воспламененные испарения земли. Лишь Тихо Браге своими наблюдениями знаменитой кометы 1577 года доказал, что кометы намного дальше от Земли, чем Луна.

Возможно, по этой же причине над кометой изображена и радуга - метеорологическое явление. Отметим, что на некоторых старинных гравюрах (например, в «Театре комет» С. Любинецкого) кометы нередко изображались рядом с радугой...

* * *

Итак, комета 1514 года исчезает у ног крылатой зодиакальной Девы, где в год ее появления (1513) находился Сатурн, звездный покровитель меланхоликов. У ног же крылатой Меланхолии изображены предметы, связанные с древней символикой Сатурна.

Но тот, кто видел комету Хиакутаки, не может не отметить ее поразительного внешнего сходства с кометой Дюрера. На мастерской гравюре «Меланхолия I» комета нацелена на весы, вблизи звездного прообраза которых она и исчезла. Комета же Хиакутаки была открыта именно в зодиакальных Весах.

Вместе с символизирующей меланхолическую одержимость крылатой женщиной и кометой к наиболее примечательным сюжетам гравюры относится  магический квадрат на стене. Магический квадрат (MENSULA IOVIS) почитался в астрологии как талисман, предохраняющий от зловредного влияния Сатурна и усиливающий благотворное влияние Юпитера. Напомним, что в магических квадратах (а их составлением занимались так же, как в настоящее время - составлением кроссвордов) сумма цифр по всем направлениям одинакова. На гравюре Дюрера эта сумма равна 34. Что это может означать?

Здесь возможно несколько объяснений. 3 почиталось числом Божественным и выражающим идею Неба; 4 – символ земного, дольнего мира, число сторон света. Издревле их связь выражала идею общности Земного и Небесного; собственно, именно в этом и заключался философский аспект поиска квадратуры круга. Сумма этих чисел равна 7, а произведение – 12; оба эти числа связаны с Небом и Зодиаком. Покровитель меланхоликов – планета Сатурн – еще во времена Дюрера полагалась последней, седьмой планетой; число же 12 издревле было связано с Юпитером, поскольку период его обращения вокруг Солнца составляет примерно 12 лет.

Но в то же время цифра 34 выражала, согласно древним правилам нумерологии, и сумму цифр имени Альбрехта Дюрера! К тому же в год создания гравюры ему было 43 года (34 наоборот).

You have no rights to post comments