"Прежде чем начнем, хотелось бы подчеркнуть одну вещь, которую многие, похоже, забывают. Двадцать первый век наступит не завтра, он начнется годом позже — 1 января 2001 года. Хотя календари после полуночи будут отсчитывать 2000 год, старый век продлится еще двенадцать месяцев. Каждые сто лет нам, астрономам, приходится снова и снова объяснять это, но все напрасно. Стоит в счете веков появиться двум нулям, как уже идет пир горой!"


Эти поистине пророческие слова написал знаменитый писатель-фантаст Артур Кларк в своем рассказе "Колыбель на орбите". Рассказ написан примерно в середине ХХ века, но писатель прозорливо предвидел то, что произойдет в его конце: нули в счете веков - и уже пир горой...
Это же заблуждение привело и к другим ошибкам. Отсутствие нулевого года в нашем традиционном календаре (особо подчеркнем, что речь идет о его отсутствии именно в повседневном календаре, - в действительности "нулевой год" существует!) дает "ошибку" в один год при простом складывании лет до новой эры и после нее. Так, например, Октавиан Август родился в 63 году до н.э., а его 2000-летие отмечалось в 1937 году. Вроде бы арифметически все верно: 63+1937=2000. Но нулевого года нет! Был первый год до н.э., а затем сразу первый год н.э. Век же длится 100 лет, следовательно, второй век наступит в 1+100=101-м году, третий век - в 201-м и т. д. Поэтому юбилей первого римского императора следовало отмечать не в 1937 году, а годом позже.
Подобных ошибочных юбилейных дат существует более чем достаточно. Не стало исключением и последнее десятилетие ХХ века. Вот лишь один пример. Согласно преданиям, “вечный город” - Рим был основан Ромулом в 753 году до н.э. И поэтому в 1997 году отмечалась одна из круглых дат - 2750-летие Рима. Поздравления глав государств итальянскому правительству, обращение папы Римского... А на самом деле юбилей должен был праздноваться лишь год спустя!
Но все-таки нулевой год есть... Но знают о нем далеко не все. И связан он с астрономией. Дело в том, что выше речь шла об историческом или хронологическом счете лет. А есть еще и астрономический.

ПОД ЗНАКОМ НУЛЕВОГО ГОДА
В 1740 году знаменитый французский ученый Жак Кассини впервые использовал астрономическую систему счета. С тех пор именно она употребляется при указании дат астрономических явлений прошлого. В этом счете было принято полагать год, предшествующий первому году нашей эры нулевым, предшествующий нулевому - минус первым и т. д. В историческом же счете нулевой год — это первый год до н.э., минус первый год – второй год до н.э., минус второй год - третий и т. д. Иными словами, для определения отрезка времени между двумя событиями, разделенными эпохой на- шей эры, число года до нашей эры при вычитании необходимо уменьшать на единицу.
Но ведь нулевой год (нулевой цикл, точка отсчета, центр) - это важное понятие в символике Мистерий, в символике инициатического Посвящения, понятие, отражающее идею истоков, изначальное состояние, непроявленность, первичное бытие. В различных ритуалах путь к символическому центру осуществлялся через запутанную систему лабиринта, который, как и всякое сакральное место, имел также космическое значение. Все подобные мистериальные ритуалы возвращали к моменту творения, к изначальному хаосу, отражали соучастие в творении этого мира и различных уровней его бытия.
Картина неба 2000-го года дает удивительное, поистине поразительное совпадение с этой великой мистериальной идеей! Дело в том, что на Пасху 2000 года все видимые невооруженным глазом планеты, включая Солнце и Луну собираются в зодиакальном созвездии Овна (в созвездии, а не знаке).
Но что говорят древние астромифологические традиции? Оказывается, полагалось, что при подобном соединении планет именно в Овне произошло творение мира! Пожалуй, более "нулевой символ" трудно себе представить...
Итак, нулевой год в хронологии - понятие астрономическое. Удивительное астрономическое явление на небе весной 2000 года позволяет вспомнить о звездных истоках миротворения. А человек, достигший одной из высших ступеней Посвящения в египетских Мистериях, назывался Астрономом...

СЕМЬ ШАГОВ ЗВЕЗДНЫХ МИСТЕРИЙ
Говоря о посвящении в Мистерии, император Юлиан ("Отступник") упоминает семилучевого Бога, возвышающего души через себя. Дело в том, что у каждого древнего народа Творец, или Демиург, был помещен под седьмым небом. Отмечалось, например, что халдеи зовут этого Бога Иао и часто называют его Саваоф - Тот, кто находится над семью орбитами.
Вознесение к этому Божеству, ощущение и лицезрение Его - цель Мистерии и Посвящения. Путь же к Нему лежит через семь планетных сфер, которые надо преодолеть в виде разных символов, структурных единиц и этапов Ученичества.
По свидетельству Цельса (Ориген "Против Цельса", VI,30), у семи небесных врат этих семи небес-ступеней стоят семь Архонтов в виде льва, быка, дракона, орла, медведя, собаки, осла. Чтобы быть пропущенной, душа усопшего должна обращаться к ним с определенными формулами-заклинаниями. Архонты заклинаются именами Иалдабаоф (первый и седьмой), Иао, Саваоф, Астофей, Элоей, Орей.
Традиционно семь древних планет связывались с семью металлами. Согласно тому же Цельсу (VI,22) материалом первой ступени был свинец, соответствующий небу планеты Сатурн, материалом второй ступени - олово (Венера), третьей - бронза (Юпитер), четвертой - железо (Меркурий), пятой - "монетный сплав" (Марс), шестой - серебро (Луна), седьмой - золото (Солнце). Восьмая ступень, по словам Цельса, представляет собой сферу неподвижных звезд. Восходя по этой церемониальной лестнице, посвящаемый проходил через семь небес и возносился в Эмпирей.
У митраистов семь ступеней из различных металлов соответствует основным планетам.  Существует семь стадий Восхождения Посвященного, проход души через семь небес. Число семь, преобладающее в митраисткой символике (семь небесных сфер, семь звезд, семь ножей, семь деревьев, семь алтарей и т. д.) объясняется вавилонским воздействием на иранские мистерии. В митраических мистериях использовались также лестницы (climax) с семью ступенями, каждая из которых была сделана из своего металла.
У буддистов семь шагов Будды символизировали восхождение на семь космических стадий (семь планетных небес), что означало выход за пределы пространства и времени, а также достижение неба на седьмом небе Высшего Состояния. Семь обходов, совершаемых паломниками вокруг Каабы символизировали семь атрибутов Бога и семь ступеней Пути к Богу. Кааба - это духовный и религиозный центр, который в разных традициях представляется также мировой горой или мировым древом. Мировая гора часто разделялась на семь ярусов, а мировое древо имело семь ветвей.
В месопотамских верованиях считалось, что центральная гора - "Гора Стран", объединяющая все территории - связывает Небо и Землю. Названия вавилонских храмов и священных башен доказывают их отождествление с мировой горой: "Гора Дома", "Дом Горы всех земель", "Гора бурь", "Соединение Неба с Землей" и т.п. Зиккурат, по существу, также был Мировой Горой, символическим представлением Космоса: его семь этажей соответствовали семи планетарным небесам (как в Борсиппе) или были окрашены в цвета мира (как в Уре).
В шумеро-семитской традиции древо жизни символизировало космическое обновление. У иранского космического древа имелось семь ветвей: золотая, серебряная, бронзовая, оловянная, стальная и из "железного сплава". Они символизировали семь этапов истории и семь планет, каждая из которых правила миром по тысяче лет. В шаманизме Древо Жизни — это береза с семью ветвями; иногда она изображалась как шест с семью отметками, символизирующими семь планет и семь стадий восхождения к небесам. При этом ее ветви олицетворяли звездный свод. У алтайцев и самоедов число “7” также играло важную роль. "Колонна мира" состояла из семи этажей; космическое дерево - из семи ветвей и т. д. Шаман поднимался по лестнице или жерди с семью зарубками, чтобы пообщаться с духами. П существу, в переходе из одной космической сферы в другую и заключалась шаманская техника: с Земли на Небо или с Земли в Ад. Тайна же прорыва уровней была ведома лишь Посвященным.
Дух шамана сначала совершал путешествие к "центру мира", символизируемому мировым древом или мировой горой. В ритуалах их роль выполняло какое-либо священное дерево, столб, шест; он мог быть установлен в центре чума, шатра или вигвама. Это центральная, серединная ось, соединяющая три мира. Она проходит через Полярную звезду — "отверстие в небе", которое может быть вратами и в небесный мир, и в преисподнюю. Ей соответствует отверстие в крыше шатра, через которую выходит жертвенный дым, и вместе с ней - дух шамана.  Существует также версия о девяти небесах, (девяти богах, девяти ветвях Мирового Древа и т. д.) - это мистическое число, вероятно, можно объяснить как трижды три, и поэтому можно считать число “9” частью еще более древнего символизма, чем символизм числа “7” месопотамского происхождения. По всей юго-восточной Сибири распространена концепция семи небес. Однако она не единственна: не менее популярно представление о девяти небесных уровнях или шестнадцати, семнадцати и даже тридцати двух небесах.
"Шаман, - пишет Элиаде - взбирается на дерево или столб с семью или девятью тапты (ступенями-зарубками), представляющими семь или девять небесных уровней. "Препятствия", пудак, которые он должен преодолеть, в действительности являются небесами, которых шаман должен достичь". Отсюда семь (или другое число, соответствующее небесным сферам и их богам) ветвей или зарубок на древе (стобе, шесте, идоле и т. д.), семь лиц или семь зарубок на лице идола, семь колокольчиков на наряде шамана, представляющие голоса семи небесных дочерей...
Но вознесение шамана на Небо имело свое отражении в его нисхождении в Ад. Количество же ярусов нижнего мира, как правило, соответствовало числу ярусов верхнего мира. Шаман опускался, по очереди проходя семь "ступеней" или подземных стран, именуемых пудак - "препятствиями". Поэтому существуют и столбы с четырнадцатью зарубками (по семь с двух сторон). Целое учение о Спасении и Искуплении связывалось в гностических кругах с представлением о множестве небес, через которые проходит душа усопшего, восходя к горнему миру, встречая на своем пути всевозможные препятствия со стороны различных духов, причем эти духи побеждаются различными заклинаниями, ведомыми гностику. Важно было знать тайные имена ангелов-архонтов. Магия давала знание имен ангельских и заклинания, дававшие господство над архонтами небесных сфер.

НЕБО 2000 ГОДА
Итак, первое января 2000 года, последнего года ХХ века. На предрассветном небе ярко сияет прекрасная Венера. А третьего января рядом с нею - и лунный серп. Вечером же, после захода Солнца на юго-западе появляется красноватый Марс; а выше, в зодиакальном созвездии Рыб, в их звездной "излучине" - Юпитер, который все больше сближаются с Сатурном: 2000 год - год их очередного Великого Соединения, которое случается лишь примерно раз в двадцать лет. Сам Сатурн уже находится в зодиакальном Овне. Напомним еще раз, что речь идет не о знаках Зодиака, а о созвездиях. В каждый из последующих месяцев планеты Юпитер, Марс и Сатурн все больше и больше сближаются в районе Рыб - Овна. Естественно, это сближение происходит на небе Земли, а не в пространстве. В начале апреля они находятся уже низко над горизонтом и увидеть их достаточно трудно. Но все-таки, при благоприятных условиях на открытой местности можно будет полюбоваться, как рядом с этими тремя планетами 6 апреля окажется и лунный серп.
Конец апреля — май. В это время и происходит знаменитое схождение всех семь древних светил. Но увидеть его нельзя, ибо одно из этих семи светил – Солнце, и все остальные планеты теряются в его лучах. Это время великого соединения планет Юпитер и Сатурн. Следующего же придется ждать двадцать лет...
В июле—августе у Юпитера и Сатурна, которые все больше удаляются друг от друга уже утренняя видимость, а у Венеры — вечерняя.
2000 год — год целых шести затмений - четырех солнечных и двух лунных. Солнечные затмения будут частичными, а оба лунных - полными. Затмения нашего дневного светила случатся 5 февраля, 1 июля, 31 июля и 25 декабря. Затмения Царицы Ночи случатся 21 января и 16 июля. Таким образом, в июле месяце будет целых три затмения!
Но вот ХХ век заканчивается. Наступает 1 января 2001 года - первый год 21 века. Вечером прекрасная Венера сияет в созвездии Водолея. Венера, матерь Мира, Водолей... И невольно вспоминаются слова Н.К. Рериха из его очерка "Озарение":
"Свати - пора сказать, что так Зовем Звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери мира, и эпоха Матери мира должна начаться, когда Ее Звезда приблизится к Земле небывало. Великая Эпоха начинается, ибо духоразумение связано с Матерью мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь земли. Великая - Я так радуюсь, видя, как новые лучи пронизывают толще земли. Если даже они сначала тяжелы, то их эманация вносит новые элементы, так нужные для толчка. Новый лучи достигают земли в первый раз от ее сформирования. Сегодня начало женского пробуждения, ибо новая волна дошла сегодня и новые очаги зажглись, ибо вещество лучей проникает глубоко. Радостно ощущать приближение новой эпохи".

You have no rights to post comments