Пробуждаясь от зимней “спячки”, недовольные тем, как провели это время, мы часто даем себе слово, что весной начнем свою жизнь «с чистого листа», и тогда уж точно все пойдет по-другому...
Начинать заново не так уж легко. Как правило, в таких случаях благих намерений недостаточно, поскольку, как только мы беремся за дело, сразу начинает действовать природный закон циклов. После этапа начала перемен и больших усилий, направленных на то, чтобы изменить что-то в своей жизни, наступает следующий цикл, и мы останавливаемся и опускаем руки, не в силах справиться с первыми же трудностями и с первым же проявлением протеста собственной персоны, которая трудно поддается перевоспитанию.
И так повторяется из цикла в цикл: после хорошего начала, взлета происходит падение еще глубже, а иногда - застой или возвращение в то состояние, в котором мы были прежде и из которого так и не удалось выбраться.


Во всех подобных ситуациях бросается в глаза один ключевой момент, являющийся одновременно сутью проблемы и опорной точкой, с которой можно было бы начать решать ее: для достижения хотя бы элементарной внутренней стабильности, спокойствия и силы, необходимо, чтобы наша жизнь обрела оптимальный ритм, который сделал бы возможным максимальное проявление самых тонких свойств нашей души.
Для многих проблема еще не найденного ритма жизни становится особенно острой: отсутствие ритма объясняет, почему многое из того, что хотелось бы сделать, так и не делается, почему зачастую то, чего так долго ждали, пропускается, то, что уготовано нам Судьбой, так и не совершается. Другие уже многие годы живут в соответствии с искусственным распорядком, состоящим из множества застывших привычек, стереотипов, эгоистических желаний, комплексов и страхов, только тормозящих подлинные проявления души. Но наступает момент, когда мы начинаем ощущать, что этот искусственный ритм подавляет и ограничивает нашу истинную природу настолько, что мы окончательно превращаемся в существо, живущее «по привычке». Поэтому привычный, однообразный ход событий приходится изменять коренным образом. Когда ломается старый ритм, самое важное - не допустить состояний растерянности, «расхлябанности», хаоса и пассивности, часто возникающих в результате этого шага. Необходимо найти новый ритм, причем построить его так, чтобы он был по-настоящему обоснован тем, ради чего мы на него переходим, - нашими самыми высокими мечтами, надеждами и стремлениями.
При построении любого ритма необходимо одно важное качество, без которого этот процесс становится немыслимым, - постоянство. Если мы попытаемся ответить на вопрос, из чего складывается любой ритм, то увидим, что он основывается на множестве постоянных усилий, совершающихся на всех планах - на плане действий, мыслей, эмоций, идей и творческих способностей. Мы уже могли убедиться, что вместо одного большого усилия, порыва, после которого наступают бездействие и инерция, ведущие к угасанию первоначального импульса, лучше делать маленькие, но постоянные шаги, которые в течение более или менее длительного срока обязательно приведут к осуществлению намеченной нами задачи или мечты.
Постоянство в усилиях и созданный в результате этого ритм - вот ключ, которым открываются двери, ведущие ко многим более глубоким качествам, достоинствам и способностям. Этот ключ можно применить к самым разным состояниям ума, души и тела, в самых различных жизненных ситуациях.

Маленькие секреты повседневного ритма
Как и любое создание Природы, наш организм нуждается в ритмах, которые помогают ему подготовиться к предстоящим событиям и ситуациям, а также плавно и без терзаний перейти из одного цикла жизни в другой. Поэтому очень важно ложиться спать и вставать в одно и то же время: подготовка ко сну или к новому дню является частью тех постоянных ритмических усилий, которые помогают раскрыть многие неожиданные творческие и умственные способности. Это касается и ритмического принятия пищи, желательно в одно и то же время дня, - без сушек, пирожных и бутербродов к чаю в промежутках, так как это не только разбивает ритм, но и угнетает тело и отягощает душу. Требования гигиены, естественно, должны выполняться; хорошо было бы соблюдать и в этом определенный порядок. Если принятие душа или ванны, мытье головы, бритье, стрижка, косметические процедуры, перемена белья и одежды, принятие лекарств и витаминов будут происходить с точно определенной периодичностью, то это даст возможность организму обретать новые силы, рассчитывая при этом на регулярную “поддержку” извне.
Так наш организм подготовится ритмически отвечать “благодарностью” на наши постоянные действия по отношению к нему и радовать нас по окончании того или иного цикла раскрытием глубоких потенциалов и ресурсов, о существовании которых мы даже не догадывались и которые могли пробудиться только в ответ на на проявленную нами постоянную любовь. Когда-то давно мудрые говорили: “Ваше дело поливать цветок и делать это постоянно... Если в один прекрасный день цветок откроет вам тайну своего существования, значит, в этот момент проявится благодарность цветка. Это будет доказательством того, что вы поливали его с чистым сердцем”.
Так же ритмически нашему организму нужно давать возможность разрядки. Несложные физические упражнения или тренировки, непродолжительные по времени, но постоянные, даже простые прогулки, совершающиеся не часто, но с четкой периодичностью, не только тренируют наше тело, но и дают возможность душе успокоиться и отдохнуть.

Как победить усталость?
Постоянство в усилиях необходимо также для того, чтобы урегулировать нашу энергию, “приливы” и “отливы” сил, то есть циклы активности и усталости. Наша работа должна быть организована так, чтобы в ней периоды активности чередовались с периодами отдыха или остановки. Необходимо, чтобы в этом прослеживался более или менее постояннный ритм.
Работа по построению такого ритма является одновременно и практической тренировкой, в ходе которой мы учимся оптимально распределять свои силы и ресурсы. Мы знаем, что даже если в период активности вдруг наваливаются “непредусмотренные” усталость и истощение, нужно выдержать одной минутой больше, чтобы довести дело до конца, и суметь найти для этого необходимую энергию. Стараясь “дотянуть до конца”, мы знаем, что после периода работы будет запланированный и заслуженный отдых, в течение которого мы возродим свое тело, восстановим силы и вдохновим душу перед началом следующего периода активности.
Для того чтобы закрепить ритмические периоды активности и отдыха, самое главное - не допускать путаницы: не отдыхать тогда, когда все наше существо готово и просит действия, и в то же время не напрягаться бессысленно, когда очевидно, что наша работа не дает уже никаких результатов и начинает приносить вред, когда нам необходимы остановка, отдых и переосмысление шагов.
Не следует забывать, что в построение нашего ритма в отношении энергии входят и постоянные усилия, проявляемые в делах, не терпящих отлагательства. Для таких дел мы должны найти силы в любой момент, в любое время, какими бы уставшими и истощенными мы ни были, чего бы нам это ни стоило.

Эмоциональные циклы
Постоянство в усилиях в отношении эмоций заключается в способности урегулировать и взять под контроль три состояния нашей психики. Кто из нас не испытывал крайностей в настроении? Есть период “всеобщего хорошего настроения”, в течение которого чувствуется сильный подъем, все видится в розовом цвете, кажется светлым, прекрасным и дающим надежду. В течение этого периода очень часто притупляются наша бдительность, осторожность и объективность в суждениях, так как в людях и событиях мы видим не то, что есть на самом деле, а, скорее, то, что хотелось бы видеть. Несмотря на все преимущества этого периода, именно вследствие романтичности и благодушного настроя мы часто торопимся в суждениях, делаем преждевременные выводы и совершаем поспешные шаги, которые из-за необъективности порой могут иметь печальные последствия.
Другая крайность - цикл “всеобщего плохого настроения”, в течение которого, порой без серьезных причин, мы испытываем сильную эмоциональную подавленность, депрессию, инертность и пассивность. Все кажется серым, тяжелым и скучным, возникает впечатление, что все наши дела окончательно и безнадежно проваливаются, недостатки окружающих приобретают устрашающую форму, во всех видится только черное, только плохое. Куда-то уходят наша жизнерадостность, энергия, наш энтузиазм, динамичность и оптимизм, наша вера в людей. Этот период характеризуется необъективностью в суждениях, поспешными выводами, неверными шагами или отсутствием необходимых шагов. Вследствие нашего пессимизма, вследствие того, что в этот момент мы видим людей, вещи и события исключительно в черном цвете, возможное провозглашается нами невозможным, а решаемое - безвыходным.
Между этими двумя крайностями существует период полного эмоционального равнодушия и безразличия, в течение которого мы перестаем видеть, чувствовать и реагировать в те моменты, когда должны это делать, и из-за этого многое упускаем.
Проявляя постоянство в усилиях, мы должны взять под контроль все три эмоциональных периода. Наша задача состоит в том, чтобы в период “всеобщего хорошего настроения” проявлять чуть-чуть больше осторожности, бдительности и объективности в суждениях. Соответственно, в период “черного” настроения следует проявлять больше жизнерадостности, оптимизма, энтузиазма, энергичности, динамичности и элементарной доброты. В период эмоционального безразличия было бы хорошо делать постоянные усилия, направленные на то, чтобы держать открытыми свои глаза, уши и сердце. Тогда впоследствии не придется жалеть о том, что мы не увидели, не услышали, упустили что-то важное из-за застывшего сердца.
Не следует забывать, что дела и люди, за которых мы в ответе, не должны зависеть от перемен нашего настроения. Ритм на эмоциональном плане, являющийся составной частью базовой психической стабильности, складывается из множества постоянных усилий, которые мы будем проявлять, чтобы преодолеть плохое настроение в тех делах и обстоятельствах, которые не терпят отлагательства, в те моменты, когда от нашего вновь пробужденного энтузиазма, горения, надежды и веры зависят судьба наших мечтаний, судьбы других людей и наша собственная судьба.

Мысли тоже нуждаются в контроле
Мир наших мыслей, бескрайний и неисчерпаемый, всегда отражает наше восприятие видимой и невидимой реальности, наше отношение к людям и событиям, наличие или отсутствие глубокого понимания законов и смысла бытия. Хотя в идеале наши мысли должны стать гарантией справедливого, объективного и ничем не ограниченного восприятия всего сущего, очень часто на практике все получается совсем наоборот: наши мыслеформы становятся источником иллюзии, самообмана, несправедливого и необъективного видения мира и ситуации.
Постоянные усилия здесь должны быть направлены на то, чтобы научиться избегать самой любимой и самой опасной из ловушек, в которые мы так часто попадаемся. Этой ловушкой являются “циклические” идеи, или, проще говоря, “накручивания”. Каждый раз, когда мы чувствуем, что нас уносит очередной круговорот мыслей и что мы находимся во власти “накручивания”, приводящего нас к одним и тем же выводам и реакциям - несправедливым, резким или просто надуманным, неверным, - необходимо проявить упрорство и найти силу воли, чтобы разорвать этот замкнутый круг. Вместо того чтобы вновь и вновь мысленно возвращаться к одной и той же теме и до бесконечности “пережевывать” одни и те же мысли, поддерживая таким образом одно и то же состояние ума и сердца, “зацикленное” на вещах второстепенных и порой разрушительное, мы должны сделать усилие и остановиться. Вновь вернуться к теме можно будет только тогда, когда мы почувствуем себя способными взглянуть на нее с разных сторон и добавить к нашим рассуждениям то, чего в них не было до сих пор, — голос сердца.
Усилия такого рода должны быть решительными и постоянными, если мы хотим, чтобы они стали эффективными. Помимо силы воли здесь требуется искреннее стремление к тому, чтобы наши выводы соответствовали истине и справедливости, а не нашим желаниям, требуется подлинная и неизменная готовность не ставить себя и свои интересы на первый план. Очевидно, что постоянство в усилиях на плане мыслей имеет гораздо более глубокие корни. Оно связано с непрерывной борьбой с собственным эгоизмом, в которой сильная, настоящая любовь и подлинная доброта играют немаловажную, даже решающую роль. Впрочем, как всегда и во всем.
Что касается способности самоорганизации и контроля над временем, постоянство в усилиях на этом плане означает умение расставлять приоритеты. Мы многого не успеваем сделать и часто важные дела оставляем напоследок. Это происходит именно потому, что у нас нет привычки каждый день ставить перед собой вопрос о том, что главное, а что второстепенное, что может подождать, а что нет, что должно решаться сразу, а что поэтапно, по шагам. Постоянные усилия такого рода дадут возможность по-настоящему болеть за свои дела и обязанности (так как об их приоритетности мы напоминаем себе каждый день), доводить начатое до конца и не упускать моменты, подходящие для оптимального решения проблем. Это спасет нас от очень распространенной ошибки, которая заключается в том, что мы реагируем на ситуацию или слишком рано, или слишком поздно, и даст возможность понять, что любое дело проходит через свои этапы и каждому этапу соответствуют определенные реакции и планы.

Душе необходимо вдохновение
Постоянство в усилиях в области духа не имеет границ, поэтому постараемся указать лишь на некоторые моменты, самые яркие и актуальные для нас.
Наша душа нуждается в постоянном источнике вдохновения, и мы должны время от времени, с определенным ритмом, давать ей духовную пищу, позволять возвращаться к истокам, где она получила бы возможность сделать новые шаги, могла почувствовать “свою стихию”, проявить глубоко скрытые в ней способности и устремления. Нужно периодически останавливаться, чтобы почувствовать себя самим собой, вновь вспомнить те великие идеи и мечты, к которым стремится наша истинная природа. Постоянство в импульсах вдохновения включает в себя и попытку вспомнить о том, кто мы на самом деле, откуда пришли и куда идем. Усилия такого рода очень важны, так как невозможно вдохновлять, не будучи вдохновленным, и невозможно передавать импульс и зажигать других, будучи самому пустым.
Еще один очень важный для нас момент - постоянство в духовном поиске. Наша душа нуждается в постоянном расширении горизонтов, а для этого требуются повседневные или хотя бы эпизодические, но ритмические усилия в познании и более глубоком проникновении в законы и смысл бытия. Это не означает, что нужно с каждым разом накапливать все больше информации; это означает, что нужно совершать постоянные усилия по переосмыслению того, что мы уже знаем, и тем самым пробивать пути к новому познанию и новым горизонтам, которые в результате станут гораздо менее абстрактными. Постоянные усилия на духовном плане в чем-то напоминают чистое стремление ребенка, никогда не перестающего задавать вопросы, почему и ради чего происходят события, живут люди, существуют явления и закономерности. Если человек довольствуется своими горизонтами, не испытывает внутренней потребности учиться и познавать дальше, за пределами того, что уже усвоено его умом, то это означает, что понял он, на самом деле, очень мало.
Классики древней мудрости оставили нам в наследство такой прекрасный и простой способ познания самого себя, как психостазия - “взвешивание”, или экзамен, души. Постоянство в усилиях на духовном плане отражается в том, чтобы вспомнить и возобновить древнюю ученическую практику: каждый день, обычно перед сном, подводить итоги прошедшего дня, а каждое утро намечать внешние и внутренние вопросы, над которыми нужно будет поработать. Речь идет об очень глубоком каждодневном анализе, при котором рассматриваются не только внешние дела и обязанности, но в особенности достоинства, недостатки и другие актуальные моменты нашей внутренней жизни и наших отношений с окружающим миром. Нужно обращать внимание на то, что удалось, а что не удалось проявить, в какой мере и в какой форме, какие проблемы и препятствия при этом возникали, какие уроки мы могли извлечь из происходившего в течение дня. Психостазия — это внутренний диалог человека с самим собой, и в этом диалоге ключевым является вопрос, удалось ли в течение дня хотя бы на мгновение в чем-то преодолеть, победить самого себя. Вспоминаются слова Учителя в Бхагавадгите: “Да станет каждое дело твое жертвой, о Арджуна... Вор, кто, дар принимая, не возвращает дарами...”
Итак, постоянные усилия на духовном плане предполагают не только психостазию, но и попытку каждый день совершать хотя бы одно маленькое дело, в котором удалось бы в чем-то подняться выше самих себя и которое тем самым приобрело бы характер дара, который мы приносим на Алтарь Природы в качестве благодарности за оказанную ею помощь. Именно этот глубокий смысл заложен в знакомом нам совете: “Нужно везде и во всем совершать усилия, чтобы выдержать одной минутой больше”.
Джордано Бруно говорил также о постоянстве в “сумасшествии”, в том священном горении, которое лежит в основе всех подлинных начинаний, поисков и мечтаний. Порой мы слишком заурядны, слишком серы и обычны, слишком безразличны ко всему. Может быть, это оттого, что мы слишком долго остаемся одними и теми же, слишком долго не меняемся... Постоянство в переменах, в возрождениях души — это таинство, которое не нужно объяснять словами. Кто проходит через это, тот знает.

You have no rights to post comments