В юности все мы бываем мечтателями и масималистами, но потом сталкиваемся с окружающей реальностью - и как-то незаметно вопросы совести и принципов отходят на второй план. И возникают сомнения: а можно ли вообще совместить суровую действительность и наши стремления?

В наше время этот вопрос для многих становится одним из самых острых. Мы часто спрашиваем себя. а можно ли в наше время жить, что называется, по совести. Или понятия достоинства, чести, справедливости и мечты можно оставить в покое, отложить до “лучших времен”. И так же часто отвечаем: “А что я могу? Все так живут”.

Мы уже давно перестали верить обещаниям, но так как сами не в силах изменить ситуацию, то для многих не остается ничего другого как стать ее частью, слиться с ней, приспособиться, стараясь лавировать, идя на разного рода компромиссы.

Наша жизнь сегодня походит на рыночные весы, на одной чаше которых лежит наша совесть, а на другой - наши действия. И очень часто «обвешиваем» самих себя, «незаметно» для совести надавливая на эту чашу весов рукой.

Но, наверное, еще страшней то, что мы с невероятной легкостью научились приспосабливаться к любым жизненным ситуациям, оправдывая свои действия и сохраняя при этом равновесие.

Нам кажется, что мы нашли оптимальный способ существования, хотя в душе, где-то глубоко и неявно, живет неуверенность и неудовлетворенность.

С другой стороны, при всей нашей неудовлетворенности мы не хотим отказаться от того, что имеем.

В одной из древних философских школ ученикам давалось задание: написать, без чего они не могли бы жить. В итоге получался перечень ценностей, по которому можно было определить уровень ученика. Чем материальнее были его потребности, тем ниже уровень.

Это упражнение мы можем легко проделать сегодня, спросив себя, от чего мы можем отказаться, а что нам по-настоящему дорого. В результате каждый получит в жизни ту цель, которую он сам себе определил. Именно эта цель и будет направлять наши действия. Попробуйте, не поленитесь, сделайте это!

Ведь то, за что мы так держимся, вполне может оказаться настолько мелким и незначительным, что невольно задумаемся, есть ли смысл так цепляться за это.

Мы похожи на ту обезьянку из восточной притчи, которая, запустив лапу в узкое дупло за вкусным плодом, не может вытащить ее обратно, пока не отпустит свою добычу. Если она не поймет, что ее свобода зависит всего лишь от отказа в удовольствии, она навсегда останется узником – потеряв в итоге и плод, и свободу.

Как и в случае с обезьянкой, человек должен сам определить, от чего ему отказываться и что приобретать.

И еще мне хотелось бы вернуться к вечной нашей отговорке : «все так живут». Могу вас заверить, что не все. Вы можете спросить: «Но где же они?» Прошу прощения, но если вы не встречали таких людей, то это означает, что проблема заключается в вас самих.

Есть тысячи людей, которые охвачены прекрасными порывами настоящей мечты, доброй созидательной воли, которые живут не по законам «сегодня», а по законам, не зависящим от моды или настроения, по законам, над которыми не властны ни условия, ни время.

Узнать их можно лишь тогда, когда внутри нас начнут проявляются те же порывы и состояния души. И, может статься, именно такие люди своим примером не позволят нам скатиться в болото безразличия, название которому посредственность.

Не будьте «лилипутами», озабоченными  своим мелким житейским счастьем. Попробуйте встать рядом с такими людьми во весь человеческий рост.

И не нужно жаловаться на время, в которое мы имеем честь жить. Так же, как нет у природы плохой погоды, нет у нее и плохих времен. Не сетуйте ни на президента, ни на страну, ни на дурной глаз или еще что-нибудь. Не нужно искать виновных.

Наше время уникально тем, что оно дает прекрасную возможность именно в этих условиях проверить на выживание все наши подлинные цели и мечты, по которым можно узнать настоящего Человека.

Если вам что-то в жизни по-настоящему дорого - сражайтесь!

 1998 г.

 

You have no rights to post comments