Хочешь навести порядок во всем мире? Сначала приберись у себя дома.
Хань Сян-цзы, китайский философ 9 в.

Чистота – не только гигиена

Чтобы понять, откуда возник вопрос, стоит ли наводить чистоту и порядок внутри себя, предлагаю вспомнить все укоренившиеся в языке словосочетания со словом «чистый». Конечно, первое, что придет на ум, это «чистые руки», «чистая вода», «чистый воздух», «чистое золото», но затем всплывут в памяти и «чистые мысли», «чистая совесть», «чистая душа» и «чистый человек». Интересно, что такие словосочетания присутствуют в самых разных, далеких друг от друга, языках, и, очевидно, что речь здесь идет не только о понятной нам гигиене.

Если обратиться к разным культурным традициям, то можно увидеть, что практически везде существовали периоды, когда человеку было особенно важно навести порядок и чистоту в пространстве внешнем и внутреннем. Это периоды, связанные с подготовкой к праздникам, совпадающим с четырьмя календарными точками года: летним и зимним солнцестоянием, весенним и осенним равноденствием. Эти наработанные веками привычки так глубоко поселились в нас, что уже бессознательно мы считаем необходимым все привести в порядок и выбросить все лишнее перед Новым годом, весной или же осенью, после летнего сезона.

Что касается религий, то практически в каждой имеется четкое представление о том, что чисто, и что нечисто, поскольку чистота здесь – особое состояние, позволяющее приблизиться к священному. В каждой религиозной системе есть четкие правила и предписания по поводу омовений и принятия пищи, но все это, похоже, только первая ступенька в воспитании воли, чтобы перейти ко второй – внутренней чистоте. В религии высшая чистота – это святость, а это уже совсем не о гигиене.

Французский философ Андре Конт-Спонвиль в своем «Малом трактате о великих добродетелях» причисляет чистоту именно к великим добродетелям, причем называет ее самой трудноопределимой. С одной стороны, вроде бы все очевидно, а с другой, что же такое «чистое сердце»? – Великая тайна…

Что подсказывают греческие мифы?

Начнем с очевидного. Само слово «чистота» в буквальном смысле обозначает качество предметов: чисто то, что не имеет пятен, не запачкано грязью. Чистая вода – это вода без примесей. И этимологически слово «чистый» оказывается однокоренным со словом «цедить», то есть «чистый» – это «процеженный, очищенный». Но абсолютно очищенная дистиллированная вода – это вода мёртвая. Этот факт подсказывает одну очень важную мысль: абсолютная чистота в нашем материальном мире практически недостижима. Как бы хорошо мы не убрались сегодня, завтра снова все начнет покрываться пылью. Если проведем аналогию с внутренним миром, то станет понятно, почему «чистота» – это «великая добродетель», которой могут обладать разве что святые. А все что остается обычному человеку – это постоянное и неустанное очищение.

Богиня Артемида

В греческой мифологии такой процесс внутреннего очищения символизирует  богиня Атремида – сестра-близнец Аполлона. Она – охотница, всегда находится в движении и связана с дикой природой, которая сама по себе чиста. Что подсказывает нам образ Артемиды? Вероятно, что прежде чем мы сможем организовать свое внутреннее пространство и достичь в нем сияющей чистоты (Аполлон), прежде чем сможем создавать прекрасные и подлинные вещи (Музы – спутницы Аполлона), нам необходимо познание своей собственной «природы» как процесс очищения (охота!) от того, что мешает, «загрязняет» все истинное и изначально чистое в нас. Этот принцип познания себя и очищения в качестве практикуемой добродетели был взят на вооружение почти всеми философскими школами Древней Греции.

Чистота как искренность или взгляд Востока

На Востоке внутренней чистоте всегда придавалось высокое значение. Так в индуизме и буддизме было разработано множество практик очищения сознания. Как же проявляется состояние внутренней чистоты? В одной дзенбуддийской притче монах задал вопрос Линьцзи: «Говорят, когда лев бросается на свою жертву, будь то заяц или слон, он употребляет всю свою силу. Что это за сила?» «Дух искренности! – ответил Учитель, – полная отдача тому, что делаешь».

Полная искренность – это суть любого дзенского искусства: поэзии, живописи, пути воина, где практикуется сосредоточенность и полная отдача, когда ничего не остается про запас, для себя, и сознание (ум, сердце – в Китае и Японии это один иероглиф) очищается от пыли мира материального, от всякой корысти и своего маленького эгоистического «я».

Именно сюда, в эту самую точку, в сердце, ведут пути и Востока, и Запада. Андре Конт-Спонвиль пишет, что только сердце и может быть чисто; только сердце наделено способностью очищения. А русский философ Иван Ильин в своем эссе «Мировая пыль» говорит, что от пыли, хаоса нашего материального мира, в человеке вырождается его мышление и глохнет его сердце. «А если сердце заглохло, то человек наполовину мертв».

И если на Западе опасность мировой пыли воспринимается больше как метафора, то на Востоке, где границы между материальным и духовным всегда были довольно прозрачны, это абсолютно повседневная реальность. Поэтому монах Шуке Мацумото, написавший книгу «Уборка в стиле дзэн», совершенно искренне говорит: «Уборка для нас – это не столько способ избавиться от грязи, сколько возможность сделать чище свое сердце».

Земля, вода, воздух, огонь

Эти четыре стихии всегда участвовали в процессе очищения окружающего человека пространства и пространства его души практически во всех традиционных культурах Востока и Запада.

Как мы обычно начинаем уборку дома? Мы открываем окна, впускаем воздух и свет, подметаем и моем. Но прежде чем избавиться от пыли и грязи, нам нужно эту пыль и грязь обнаружить. В психологическом аспекте это связано с познанием себя, с наблюдением за собой, за тем, как мы себя ведем, что и как говорим, что чувствуем и о чем чаще всего думаем. И здесь нужно быть очень внимательным и заглянуть в самые потаенные уголки своей психики. Начать «подметать» значит увидеть все, что мешает проявиться всему чистому и лучшему, увидеть свои недостатки и, «засучив рукава», начать от них избавляться. При этом бесполезно злиться или приходить в ярость, увидев себя со стороны, – пыль и грязь нужно просто убирать: сначала подметать, а потом мыть.

Вода символически связана с нашими чувствами и эмоциями. Омыть водой – значит убрать все разрушительные эмоции и наполниться возвышенными чувствами. И тут самыми лучшими «моющими средствами» могут стать радость, любовь, щедрость и красота. Для очищения нужен и воздух – ведь мы всегда, когда убираемся дома, открываем окна и впускаем свежий воздух. «Открыть окна» значит стать более открытым для мира и менее зацикленным на своем маленьком «я». Это возможность расширить границы своей личности, впустить в себя новые идеи, новые знания. И, наконец, огонь, символизирующий волю, поможет окончательно сжечь весь мусор – все наши недостатки и причины наших бед. Каким образом? – С помощью дисциплины. Ведь дисциплина в жизни и есть проявление воли.

Будь осторожен!

Русский философ Н.А. Бердяев предупреждал: «Исключительное стремление к собственной чистоте, к охранению своих белых одежд не есть высшее нравственное состояние». Иногда в своем стремлении к чистоте мы так увлекаемся процессом, что забываем о мире вокруг или намеренно начинаем от него отгораживаться в своих экологически-чистых домах или экологических сообществах, – окружающий мир теперь нам может показаться недостаточно чистым. Но на пути очищения надо быть очень внимательным, подобно охотнице Артемиде, ведь великая добродетель не терпит примеси эгоизма.

You have no rights to post comments