Золотые ворота на южной стене собора Св. Витта в Праге украшены решеткой с любопытными изображениями. 12 сцен из сельского быта соотнесены с 12 знаками Зодиака.

Поскольку астрологическая символика не так часто встречается в христианских храмах, стало интересно выяснить, как появились эти изображения. Их автор — знаменитый чешский скульптор Ярослав Горейц, известный чаще всего как создатель образа Голема для кинематографа.

Золотые ворота собора Св. Витта в Праге

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Силы разрушения, естественным образом присутствующие в природе, были персонифицированы практически в каждом религиозном и философском учении. Со временем изначальное понимание функции этих сил искажалось, в результате чего сегодня они порой излишне демонизированы и окружены наивными суевериями. Почему так получилось? 

Происхождение дьявола

Во всех религиозных учениях есть противник божественного, эволюционного начала, но ни в одном темное начало не равно светлому. Зло всегда вторично по отношению к Добру.

 

Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре

0
0
0
s2sdefault

Это изображение вы точно видели. Молодые юноши и девушки выполняют акробатические трюки с большим быком. Они хватают его за рога, делают сальто через его голову, приземляются на спину. А затем с помощью еще одного сальто соскакивают на землю. Очень рискованный трюк. Но зачем?

Это фреска из Кносского дворца на Крите. Она создана приблизительно во втором тысячелетии до н. э. и принадлежит таинственной минойской цивилизации. На ней изображена так называемая таврокатапсия — ритуальные игры с быком.

0
0
0
s2sdefault

Дерево стало основой для многих символов. Это Иггдрасиль скандинавов, Дуб у Лукоморья древних славян, Древо Сефирот Каббалы, Ашера в Ассирии, Ашваттха в Индии и еще десятки звучащих на всех языках мира от древних майя до шаманов Сибири. Символика дерева многогранна, поэтому мы остановимся лишь на одном ее аспекте: искусстве расти.

Как растет дерево? Несмотря на кажущуюся банальность, ответ на этот вопрос может нас многому научить, если мы подметим важные ключевые моменты в процессе роста дерева и соотнесем их с этапами нашего собственного становления.

0
0
0
s2sdefault

Однажды я встретила каменную реку.

Меня поразило, как камни, совсем неправильной геометрической формы, разные по размеру, составляют вместе единое целое. Среди камней было очень мало «живых», то есть тех, что шевелятся под ногами, но и они нашли свое место, река их «приняла».

В голове родился образ дружной команды, пример того, как разные люди могут работать над одной задачей, сплотиться, даже если кто-то «маленький», а кто-то «большой», кто-то устойчивый и стабильный, а кто-то «качается» под грузом проблем.

Эта же каменная река рассказала мне и о жизни человека. О том, что в ней были разные события, за какие-то из них может быть стыдно, какими-то, наоборот, стоит гордиться.

Но каждая история — особенная, а каждый человек уникален.

И весь вопрос в том, сможешь ли ты подняться вверх по этой реке? Преодолеть разного рода комплексы, рожденные теми или иными обстоятельствами, перестать цепляться за прошлое, вне зависимости, хорошо было там или не очень, ведь главное всегда ждет впереди. На вершине.

0
0
0
s2sdefault

Самое распространенное на западе изображение индуистского бога Шивы — это Натараджа, танцующий Шива. Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на правой, которой он попирает маленького демона Апасмару. Именно этот демон-карлик и будет нам сегодня особенно интересен.

Шива — одно из самых значимых божеств в индийском пантеоне. Входит в Тримурти: триаду Брахма-Вишну-Шива, имеет великое множество аспектов, среди которых основной — это разрушительная сила Природы. Шива помогает миру возрождаться, циклически разрушая обветшавшие формы, чтобы жизнь могла развиваться, создавая себе новые, более совершенные.

Во многих изображениях Шивы мы увидим, что его обязательный атрибут — это карлик Апасмара, которого он бесцеремонно давит правой ногой, не давая ему свободы и возможности роста.

0
0
0
s2sdefault

Очень люблю этот древнеегипетский образ. Он, конечно же, говорит о смертной и бессмертной части человека.

«Человек — это рыба и птица, объединившиеся для путешествия по бесконечным просторам Вселенной…» Но очень часто он приходит ко мне в обычной, повседневной жизни.

Вот все, что происходит вокруг, сопротивляется так, будто нахожусь в воде, нужно двигаться, плыть, преодолевая сопротивление, «как рыба в воде». Все, как говорится, штатно, потому что рыба в воде себя хорошо чувствует.

0
0
0
s2sdefault

Наверное, каждый бывал хоть раз в ситуации, когда выпал счастливый шанс, а ты им не воспользовался. Почему? По разным причинам: не нашлись нужные слова, струсил, не хотел показаться глупым, были другие планы…

Видимо, в такой ситуации оказывались не только мы, но и древние греки. У них было даже особое божество счастливых шансов судьбы — Кайрос. Изображался он весьма странно: лысый человек с длинным чубом, крыльями за спиной, весами в руках. Но не забывайте, что это символ, а символы надо уметь читать, их ни в коем случае нельзя воспринимать «в лоб». Любой символ, если вступить с ним в диалог, может нам открыть очень многое.

0
0
0
s2sdefault

Песочные часы один из моих любимых символов времени. Казалось бы, простая вещица, а я постоянно нахожу в ней новые смыслы.

Например, все имеет свой отпущенный срок. Песок сыпется безостановочно, и его совершенно не волнует, успел ты или не успел. Срок имеет наша жизнь, срок имеет любое дело.

Время иногда называют энергией. Вы никогда не замечали, что стоит что-то не сделать в положенный срок, оно будто бы теряет свою энергию, делается медленно или вообще останавливается? Закончилась отпущенная энергия времени. А что делать, если ты все-таки не успел? Символически «перевернуть песочные часы», сделать перезагрузку. Начать то, что делаешь, как будто заново, с новым взглядом, новым интересом, новым подходом.

0
0
0
s2sdefault

Однажды я была бита камнями… Случилось это в детстве, когда краски мира еще не начали тускнеть, многие беды неизвестны совсем, и еще не забыты странные и загадочные вещи, к которым вдруг рождается интерес и тянет без причин. Я, ребенок — божий одуванчик лет шести, была в гостях у бабушки. Там, на сельской дороге возле дома, есть большой камень, пришедший туда миллионы лет назад с ледником.

Однажды около этого камня я обнаружила кусок угля и решила нарисовать что-нибудь. Две черты — и вышел крест. Прибавлены рожки — и крест пришел в движение… «Смотрите, она нарисовала фашистский крест! Она фашистка! — услышала я за спиной. Ребята постарше, уже «продвинутые» в фильмах о войне, стояли на дороге. Камней в той местности много, и вот один маленький камень, просвистев, попал мне в ногу.

0
0
0
s2sdefault