Спасенье в том, чтобы сделать первый шаг. Ещё один шаг. С него-то всё и начинается заново.
А. де Сент-Экзюпери

Миф — закодированная в образах и метафорах карта внутреннего мира человека, а история мифологического героя отражает ключевые события внутреннего мира: выбор, конфликт, преодоление препятствий, битву и ряд других. Архетипическое в сюжетах мифа преломляется индивидуально через призму личности и жизни каждого конкретного человека, выводя какую-либо из граней образа на передний план. Сегодня связывать архетипы и внутреннюю реальность человека попробуем через миф о Тесее и Минотавре.

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Еще со времен обучения в университете я удивлялся особенной роли, которая в учебниках отводилась движению по окружности. Среди всех других видов механического движения оно всегда рассматривалось отдельно, стояло особняком и было непохоже на все остальное. А еще было совсем непонятно, почему ускорение при таком движении называлось центростремительным, а сила — центробежной. Была в этом какая-то загадка, раскрыть которую сходу не получалось. Сделать это помогла философия, но — гораздо позже.

0
0
0
s2sdefault

Фигурки Будды стали привычным элементом интерьера. Стоящие, сидящие, лежащие, с руками, сложенными в разные жесты, — каждый образ имеет свое особое значение.

Оказывается, в течение примерно 500 лет после ухода Гаутамы Будды его не принято было изображать в форме человека. В древних храмах символом великого учителя были «следы его ног» или пустой трон. Это «пустое место» заставило задуматься.

Сегодня скромность не в тренде. Хочется быть уверенной в себе, сильной и успешной, обладать внутренним магнитом и харизмой, быть признанной. Возможно, в этом привлекательном «идеале» оказывается больше эгоистического жирного Я?

 

 

Пустой трон Будды. Британский музей

 

0
0
0
s2sdefault

Продолжим разговор о философии шахматной игры, начатый в предыдущей статье.

«В шахматах заключён целый мир. Ты свободен в своих действиях, но любой ход может стать последним». Эти слова произносит один из героев знаменитого фильма Ридли Скотта «Царствие небесное», и с ними трудно не согласиться.

0
0
0
s2sdefault

Что такое шахматы?

Для одних древняя, интересная и довольно сложная игра, для других — «полигон» для научных исследований, связанных с искусственным интеллектом, для кого-то — настоящее искусство, а для некоторых — спортивные состязания…

Для меня ближе всего другой ответ, хотя пришёл я к нему далеко не сразу.

0
0
0
s2sdefault

Уже 10 лет я занимаюсь китайской живописью. Недавно заметила, что это стало для меня не только источником вдохновения. Это стало определенной духовной практикой с кистью в руках.

Оказывается, вся китайская живопись пронизана символическими значениями. И даже начальное обучение живописи в Китае (еще с древних времен) начиналось с изображения «Четырех Благородных».

0
0
0
s2sdefault

Значки, очень похожие на современные обозначения «сердечка» и любви, появились давно. У этрусков и древних греков, живших задолго до начала нашей эры, эти изображения имели несколько другое значение. Примерно в XIII веке «сердечко» обрело смысл, который мы имеем в виду, ставя «лайки» в Интернете, подписывая открытки любимым или складывая пальцы рук в виде сердца. История дает несколько версий возникновения этого смысла. И еще несколько — легенды.

0
0
0
s2sdefault

По интернету циркулирует один интересный петроглиф. К сожалению, единственная информация о нем — это то, что он был обнаружен в Хакасии, в Сибири, и что он датируется 5000 годом до нашей эры. То, что мы видим, вероятно, имеет астрологический символизм, и я попробую поочередно расшифровать каждый из его фрагментов.

 

 

 

Хакасский петроглиф, 5000 лет до н. э.

0
0
0
s2sdefault

Недавно на занятии логикой упражнялись с учеником в определении понятий. И среди прочих попытались ответить на вопрос, что такое восхищение, чем оно отличается от восторга, радости, удовольствия и подобных. Конечно, всё это требует более глубокого осмысления, но мысли родились интересные.

Обычно мы говорим о своём восхищении тем или иным человеком, его качеством, поступком, мастерством (например, как художника). Почему именно такими? Возможно, потому что эти качества очень значимы и ценны для меня, где-то в глубине души я сам стремлюсь к ним, если не в той же форме, то той же сути. Рассматривая картину или читая книгу, я восхищаюсь глубиной мысли автора, его способностью увидеть и выразить суть вещей (для меня это, например, Левитан, Нестеров, Сервантес). Я не пишу ни книг, ни картин, но умение их авторов понимать и передавать для меня очень актуальны. Однако чем я был восхищен, созерцая пейзаж с вершины Азов-горы, ведь у него нет автора? И вот тут начинается самое интересное… а почему, собственно, нет? Возможно, восхищение пейзажем — это восхищение той Великой Рукой, которая создала его, как бы мы не называли ее Хозяина: Богом, Природой или как-то еще; а точнее, той Красотой, которая живет и в глубине меня самого.

* Этимологически «восхищение» связано с глаголом «хитить, хватать, похищать» и приставкой «вос-», по одной из версий указывающей на движение вверх...

0
0
0
s2sdefault

«Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трех чисел — как кубических, так и квадратных — при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому, тогда при перемещении средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выяснится, что отношение необходимо остается прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство» (Платон, «Тимей»).

0
0
0
s2sdefault