Сегодня очень много говорят о возрождении культуры, о важности образования и воспитания. Обратимся и мы к исконному значению слов, связанных с этими гранями нашей жизни.
Латинские слова cultio и culte восходят к глаголу colere — «возделывать, обрабатывать», первоначально они означали возделывание и обработку земельных участков. Слово культура у древних римлян употреблялось в значении «возделывание, культивирование» почвы, материи, того, что дает природа («натура»). Позже ему придали более широкий смысл, и культура стала пониматься как «возделывание ума и души человека». Таким образом, культура — это возделанная, улучшенная, облагороженная природа, и вся деятельность, связанная с культурой, по определению должна быть направлена на улучшение изначальной природы человека, быть подобной возделыванию, культивированию почвы, посеву, взращиванию и получению достойного урожая.


Сходный смысл просматривается и в словах семинар и семинария, они происходят от латинского seminarium (semen — «семя») и буквально означают «питомник, рассадник» или «посев (семян)».
Посеянные в душу ребенка семена должны расти, а для этого ее необходимо питать, отсюда — воспитание, то есть питание души, и воспитатель, то есть тот, кто питает душу.
Слово образование восходит к глаголу образовать, иначе говоря — «создать по образу, сформировать», и уподобляет этот процесс творческому акту, созданию произведения искусства.
Слово педагог имеет греческое происхождение и состоит из двух корней, означающих «дитя» и «ведущий», таким образом, педагог буквально значит «ведущий дитя» по пути познания и жизни.
Итак, душа человека, согласно представлениям, хранимым в языке, подобна невозделанному полю, которое необходимо обрабатывать, или культивировать, сажать семена и ухаживать за ними, а также питать. И ребенок не сразу становится полноценным человеком, его нужно «образовывать», формировать, вести по пути.

You have no rights to post comments