Зачем нам изучать философию? Зачем тратить время, исследуя события вековой давности? Ведь мы никогда не узнаем наверняка правдивость исторических фактов. Но есть один интересный способ исследования — это закон аналогии или соответствия, благодаря которому мы можем изучать закономерности и общие принципы в истории человечества и в своей личной истории. Возможно, что человек может увидеть одну и ту же прекрасную идею и в природе, и в устройстве общества древней культуры, и в архитектурном сооружении, и в законах мироздания. Кто знает, где нас могут ждать открытия?

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Сердце – это символ, близкий и понятный любой культуре, традиции, цивилизации. Середина, центр всех планов существования – телесного, душевного и духовного. Для телесного – это главный орган, средоточие жизни; для душевного и духовного – источник любви и намерений, радости и печали, вместилище совести, внутренний компас и камертон.

Сердце для египтян – голос его совести, судья и высший владыка. Это сосуд, который человек наполняет своими помыслами и делами на протяжении всей своей жизни. Вся судьба человека не только при жизни, но и после смерти, зависит от того, чем оно наполняется – добродетельным или порочным, вечным или преходящим, божественным или земным.

Сосуд в виде сердца. Древний Египет

0
0
0
s2sdefault
«Сказка – ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок»
Русская народная мудрость

Кто не читал в детстве сказки «Царевна-Лягушка»? Любой русский человек, начиная с ребёнка и заканчивая стариком, расскажет эту сказку, даже если его разбудить глухой ночью. И многим людям она нравится. А почему нравится – ответить не могут. Почешут затылок, да плечами пожмут. «Ну, – скажут, – героиня там необычная – Царевна-Лягушка, которая лебедем белым оборачивается и улетает от Ивана-царевича, спалившего её лягушечью шкуру. Этим, мол, и нравится сказка».

Действительно, странное имя у героини – Царевна-Лягушка. Необычное. А ведь под этим анималистическим именем скрывается героиня множества русских сказок – Василиса Прекрасная. Только в этой сказке она ещё и Премудрая.
0
0
0
s2sdefault

Капитель французского собора Святой Марии Магдалины в Везле. Как все просто, на первый взгляд! Один засыпает зерно в жернова небольшой ручной мельницы. Другой подставил мешок — и собирает муку. Около восьми столетий прошло с тех пор, как рука безымянного скульптора высекла в камне эту бытовую сценку из повседневной жизни столь далекого уже от нас средневековья. А нам все понятно. Что мы — не знаем, как из зерна получают муку, а потом пекут хлеб?

0
0
0
s2sdefault

День практически закончен. Все, что было запланировано, было или сделано плохо, или вообще забыто. Хочется рухнуть на кровать и вообще забыть о том, что этот день существовал, начать все заново. Но древние тексты, например китайская «Книга перемен», говорят, что можно не только надеяться на завтрашний день, но и попытаться исправить сегодняшний.

В комментариях к И Цзин (китайской «Книге перемен») в виде восьми символов-триграмм описывается цикл, по которому происходит любой процесс, в том числе циклы в природе, любое дело человека, воплощение мечты, вся жизнь человека, его день.

0
0
0
s2sdefault

Философы всегда постигали скрытый смысл, лежащий за сюжетом мифа и его символическими элементами. Какая связь существует между деяниями богов и их атрибутами? Почему, например, в изображениях и в описаниях Афины — богини мудрости, облаченной в воинские доспехи, — можно встретить змею?

В греческом пантеоне Афина символизирует мудрость и справедливую войну. Дочь Зевса и Метиды (это слово переводится как «мысль»), она родилась с воинственным кличем в полном боевом облачении из головы отца, которую по его просьбе расколол молотом Гефест.

Таким образом, Афина — это мысль, наделенная волей Зевса, бога, победившего власть Кроноса-Времени. Афина — это мысль или знания, связанные с вневременным или долговечным: божественными законами, справедливостью, сутью вещей. Афина — враг титанов: слепых, необузданных сил, которыми являются стихии в природе и инстинкты в человеке, разгул которых в обоих случаях ведет к катастрофам. Она же покровительствует героям, которые одерживают победы не столько благодаря физической силе и бесстрашию, сколько способности размышлять и находить верное решение. Вот пример ее совета царю Одиссею.

 

Статуя Афины в Национальном археологическом музее в Афинах

0
0
0
s2sdefault

В русском языке довольно много слов со сходными значениями. Свобода и воля, например, или бой и сражение. Почти одно и то же, но ведь чем-то они отличаются друг от друга, эти похожие по смыслу слова?

Вот ещё два слова: дорога и путь. Значат одно и то же, при этом дорога имеет характер как бы более прозаический, а путь — более символический. Так что лежит в основе разной смысловой окраски слов? Попробуем разобраться.

0
0
0
s2sdefault

Символы и мифы обладают для нас особой привлекательностью. Многие любят героические легенды, сюжеты, где происходит нечто магическое, любят разного рода гадания. Возможно, это происходит потому, что мы жаждем чуда, потому что мы интуитивно догадываемся о существовании иной реальности, которая говорит с нами на языке символов. Это способ, которым с нами взаимодействует судьба и Вселенная, язык понятный для нашей души, но не всегда понятный для нашего ума. Если мы хотим понимать обращенные к нам знаки судьбы, то надо учиться этому языку так же, как мы учим любой иностранный язык.

0
0
0
s2sdefault
Спасенье в том, чтобы сделать первый шаг. Ещё один шаг. С него-то всё и начинается заново.
А. де Сент-Экзюпери

Миф — закодированная в образах и метафорах карта внутреннего мира человека, а история мифологического героя отражает ключевые события внутреннего мира: выбор, конфликт, преодоление препятствий, битву и ряд других. Архетипическое в сюжетах мифа преломляется индивидуально через призму личности и жизни каждого конкретного человека, выводя какую-либо из граней образа на передний план. Сегодня связывать архетипы и внутреннюю реальность человека попробуем через миф о Тесее и Минотавре.

0
0
0
s2sdefault

Еще со времен обучения в университете я удивлялся особенной роли, которая в учебниках отводилась движению по окружности. Среди всех других видов механического движения оно всегда рассматривалось отдельно, стояло особняком и было непохоже на все остальное. А еще было совсем непонятно, почему ускорение при таком движении называлось центростремительным, а сила — центробежной. Была в этом какая-то загадка, раскрыть которую сходу не получалось. Сделать это помогла философия, но — гораздо позже.

0
0
0
s2sdefault