Поэт, художник, переводчик, критик, путешественник, философ, мистик… Волошин был представителем того поколения, которое в сознательном возрасте встретило Первую мировую войну, Октябрьскую революцию, Гражданскую войну и все последствия нового строя. Его труды не издавались с 1928 по 1961 год. А «Дом Поэта» в Коктебеле был открыт как музей лишь в 1984 году.

Ты ставишь себя на место людей того времени и представляешь: вот ты закончил университет, полон надежд, а тут 1905 год, потом война, революция — мир перевернулся и раскололся… И во всем этом нет однозначно правых и неправых, есть много крови, боли, гнева, страха и вражды. И есть твои друзья, которые оказались по разные стороны политических баррикад, есть судьба самой России и есть твои выборы и поступки в это непростое время.

«Видел я, как люди переставали быть людьми от страха. Видел, как погибали целые города. Видел, как убивали. Видел, как продавали. Видел, как ложь убила правду везде, даже в самой глубине человеческих душ. Лгали пьяные. Лгали в бреду. Лгали самим себе. Видел самое страшное – как люди научились забывать... Бог поставил меня свидетелем многих бед, но не дал мне силы. И поэтому я вышел из всех бед жизни. Но душа – искалечена. Я не боюсь смерти, но людей боюсь – вот в чем моя душевная болезнь. А кто стал бояться людей, тот уже не судья им и даже не свидетель в том Суде, который всё же будет когда-нибудь. Неужели все, что я могу рассказать, погибнет? Нет, я буду говорить!»
 
Евгений Львович Шварц. Из дневника 17 января 1943 г.

Окончание.

Начало: Сапфо. Десятая муза. Часть 1

Фиас Сапфо. Теории

Загадочное сообщество, центром которого была Сапфо, принято называть фиасом. Однако используя этот термин, каждый автор понимает его по-своему. Иногда имеется ввиду просто культурное объединение; в других случаях исследователи приписывают ему некую социальную роль, но лишают религиозности.

В настоящее время существует множество противоречащих друг другу или, если взглянуть на них по-другому, дополняющих друг друга теорий. Согласовав их между собой, мы, вероятно, сможем понять истинную природу фиаса Сапфо.

Поэтесса Сапфо. Античный бюст из Смирны (Измир). Стамбул, Археологический музей

Начиная рассказ о Сапфо, давайте посмотрим, что же это было за время — последняя четверть VII века до н.э. Рушатся древние цивилизации, на смену им приходят новые. В мир проникает первый импульс греческой мысли и искусства, предвещая скорое рождение новой эпохи.

Сапфо жила в период архаики, задолго до наступления века великих скульпторов, знаменитых драматургов и философов, заложивших основу классического мировоззрения античного мира.

Именно на заре этой новой эпохи и родилась величайшая в истории лирическая поэтесса. Платон именует её «десятой музой», Сократ восхищается ею и называет «прекрасной», а Страбон считает её просто «чудом».

Молодая женщина (возможно, Сапфо). Фреска. Помпеи. 60 до н.э.

Сегодня мы часто слышим или высказываем сами недовольство системой образования. Нас не устраивает перегруженность детей информацией, большие стрессы от экзаменов, частая смена или вовсе отсутствие педагогов по важным предметам. Думаю, это далеко не весь список наших неудовлетворенностей. Что должно измениться — программа, система оценок знаний, подача материала, атмосфера учебного процесса? И как?

Перенесемся на шесть веков назад на Аппенинский полуостров. Меня всегда мучил вопрос: «Как стало возможно Итальянское Возрождение? Откуда возникли эти новые люди? Они же не инопланетяне, где они выросли?» И вот, благодаря одной замечательной книге Н.В. Ревякиной «От средневековья к «Радостному дому»: школы, ученики, учителя Итальянского Возрождения (XIV–XV)» картина начала складываться. Шесть веков назад, так же как и нас, думающих людей не устраивала система средневекового образования. Еще Петрарка пишет о том, что можно изменить в средневековых школах. Но в отличие от нашего времени возникает идеал нового человека – гуманиста. Это случилось во многом благодаря знакомству с античными авторами и интересу к античной философии. Каков этот новый человек? В первую очередь, он добродетелен. Он имеет нравственный стержень, который помогает ему преодолевать жизненные испытания, выбирать в сложных ситуациях и не поступаться своими принципами и честью. Но как воспитать такого человека?

Рассвет невозможен в полночь, но можно зажечь один или множество огней, которые хотя и не смогут заменить Солнце, но все же скрасят ожидание его восхода и, может статься, позволят приняться за труды, которым темнота была помехой.

Меня давно влекла мечта о русском возрождении. Интересовали люди, благодаря которым, был найден путь творческого, общечеловеческого созидания, восстановлена связь времен, происходила актуализация духовного опыта предков для эволюционного развития молодого поколения.

История знает немало попыток проложить этот уникальный маршрут. Наиболее близким по духу событием стало для меня открытие Талашкино. Как попытка через обучение традиционным ремеслам, через музыку, театр, живопись в 1883–1914 годах вернуть человеку связь с Землей, с культурой, традициями и с самим собой настоящим.

Полуразрушенный сарай на улице Ламон в Париже. Мария Кюри, выполняя работу целого завода, таскает тяжелые мешки, по несколько часов мешает кипящие жидкости в чугунном котле, переливает едкие растворы из одного огромного сосуда в другой, перерабатывая в день по 20 килограмм урановой руды. А все для того, чтобы извлечь из нее новый радиоактивный химический элемент. Спустя 4 года наконец получен 1 дециграмм чистой соли радия. Мария Кюри мечтала, чтобы у радия был красивый цвет, а он превзошел ее ожидания: он светится.

Кому-то имя Флоренс Найтингейл знакомо, кому-то – нет. Для меня это имя стало не просто открытием. Я вдохновляюсь ее жизнью, ее философией, и учусь у Флоренс мужеству, любви и чести. Девочка, родившаяся в богатой британской аристократической семье во Флоренции 12 мая 1820 года, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры. Она стала первым научным исследователем и основоположником современного сестринского дела. Своей работой она в конечном счете спасла жизни миллионам людей. И в том, что мы с вами сейчас читаем эти строки, есть и ее заслуга.

К счастью, сохранилось множество письменных свидетельств о ее жизни, ее книги. О ней снято множество документальных фильмов, художественные фильмы, и даже выпущены мультфильмы. О ней ставят спектакли. В 2020 году отмечался 200-летний юбилей со дня ее рождения. В короткой статье не осветишь весь непростой путь и долгую, 90-летнюю жизнь.

«Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога...
Со дня веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров – убог. И времена суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы...»
М. Волошин

Перебирая подарки, ракушки и камешки, привезенные мне летом из Коктебеля, представляю эту древнюю землю Киммерию, этот благословенный край с нагретыми на солнце скалами, ласковым шаловливым морем, сухими пахучими травами, огромным синим куполом неба и далекими огоньками по вечерам. Весь этот поэтический мир, наполненный тенями (воспоминаниями) многих талантливых людей и в первую очередь – гением этого места, его хозяином – Максимилианом Александровичем Волошиным.

 

Минуло сорок дней, как уплыл под белоснежными парусами в звездную страну Самый Главный горнист и барабанщик ребят и взрослых, Командор легендарной «Каравеллы», один из лучших писателей — Владислав Крапивин. Сам он о себе говорил так: «Я не детский писатель. Я пишу для детей. Детей младшего, среднего, старшего и пенсионного возраста». Возможно, когда подует Брамсельный ветер, мы снова встретимся с ним в глубине Великого Кристалла, который имеет бесконечное число граней.