Классическая схема «дом-работа-спортзал-дом» уже мало кого устраивает. У каждого нормального человека обязательно должно быть что-то еще, что-то для себя, для души — саморазвитие стало одним из основных трендов современности.

Что же предлагает сегодня нам в этом плане мир? Основных вариантов два: это либо разного рода тренинги личностного роста и эффективности, либо всевозможные духовные практики. Что же лучше? Как выбрать? 

Когда нам кажется, что мы видим глазами, мы не совсем правы. Глаза доставляют зрительную информацию, которую потом осмысляет наш ум. А он мыслит шаблонами, стереотипами и не может принять то, для чего у него нет имени. То есть он просто не пропустит, не примет информацию, которую не может понять.

Это может показаться невозможным, но это так. Именно по этой причине в свое время аборигены не увидели корабли Магеллана и Кука. Они видели сходящих из шлюпок на берег людей, но не видели кораблей. В их картине мира кораблей не существовало: нельзя было передвигаться по воде.

«Любовь – это теорема, которую нужно постоянно доказывать».
(Цитату приписывают Аристотелю, Архимеду, Григорию Горину)
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
(Льюис Кэрролл)

Когда около 30 лет назад я открыл для себя курс «Философия для жизни», то был поражен образным сравнением на одной из лекций. Современный нам мир уподоблялся поезду, который мчится по рельсам с огромной скоростью. В этом поезде много вагонов, они разного класса, в них течет размеренная жизнь, иногда прерываемая конфликтами. Время от времени пассажиры выбирают машиниста, который принимает управление составом. И все вроде хорошо, только никто в поезде не знает, куда он несется...

Лето, как и всё на свете, кончается. Первый переломный момент мало кто замечает — когда день, перевалив за максимум, начинает уменьшаться. Но это ещё только самая середина лета.

А теперь приближается день осеннего Равноденствия.

Этот день как будто балансирует на лезвии ножа. Я однажды наблюдала удивительную картину неба — огромное красное Солнце опускалось за горизонт, в это же самое время на небосклоне ровно напротив поднималась огромная золотая Луна. Небо было чистое, цвета небосклона пронзительны и странны. Я вертела головой то в одну, то в другую сторону, жалея, что я не лошадь, и у меня нет такого угла обзора. Это был настоящий праздник.

Я часто думаю о будущем.

Вот знакомый пасечник рассказал мне, что на его пасеке пчёлы решили не оставлять людям мёд в этом году — едят его сами. Наверное, зима будет опять холодной, может, холоднее, чем была в прошлом году. А может, и нет. Говорят, что народные приметы потихоньку перестают работать — всё меняется и сдвигается. Климат меняется? А вдруг со временем нам придётся привыкать к этим аномалиям и «антирекордам», приспосабливаться к жаре и холоду, научиться быстрее справляться с последствиями наводнений и быстро реагировать на землетрясения, и вообще пересмотреть весь образ жизни!

У меня есть большая книга «Тысячелетняя летопись необычных явлений природы». В ней метеонаблюдения за 10 веков. Оказывается, волны холода и жары, засух и наводнений на Земле повторяются. Бывало и похуже. Так что у нас сейчас не всё аномально, можно «выдохнуть»? Но по сравнению с миллионами лет существования нашей планеты и её жителей 10 веков — это как рябь воды на огромных волнах истории. И говорят, что наше время — это начало новой большой волны...

Я не нашла полноценного источника, книги, которая бы от начала до конца изложила мне этот предмет. Хотя в той или иной степени все философы, ученые и художники описывают или выражают своими произведениями эстетику природы, никто не сделал ее как таковую целью научного исследования. А ведь понять эстетику природы – значит понять и сознание человека, и его культуру, и Космос с Хаосом. Но руководствуясь одним научным методом, этого не достичь: «Разум, не являющийся истиной, никогда не постигает истины», – утверждает Николай Кузанский. В любом случае, философия, наука и творчество имеют жизненный смысл, только когда пишущие все начинают с нуля. Они строят самих себя, свой внутренний мир. Человек в полной мере ответствен за мир, в котором живет, и за себя, в котором и живет этот мир. И именно об этом стоит говорить, если разговор заходит о красоте.

Во время локдауна кому-то из вас, возможно, попадалась на глаза небольшая повесть Э. М. Фостера «Машины останавливаются». Причина оживления интереса к книге в потрясающей способности автора предвидеть будущее. Повесть вышла в свет в 1909 году, за пять лет до ужасных событий Первой мировой войны. Она описывает мир будущего, в котором люди отгородились в своих комнатках и общаются друг с другом с помощью экранов, или нажимают на кнопки, чтобы вызвать ощущение звука, запаха или цвета.

Все это не только напоминает наш недавний опыт изоляции, но и одно более глобальное явление. Речь идет о цифровизации (внедрении цифровых технологий в разные сферы жизни), которая была ещё ускорена пандемией коронавируса.

Во время локдауна практически вся активность перешла в цифровой формат: общественные мероприятия, семейные события, университетские занятия и даже званые обеды — всё переместилось в зум и подобные онлайн-платформы. Как в истории Форстера, мы не перестали общаться, но наше общение изменилось: «Я вижу кого-то, похожего на тебя в экране, но не вижу тебя. Я слышу кого-то похожего на тебя в телефоне, но не слышу тебя».

Находясь в потоке жизни, мы видим, что одним из главных признаков ее является движение, рождающее звук. Вокруг нас все движется и звучит, имеет свой ритм и темп, свою музыку.

Философ Пифагор говорил о небесной музыке, «музыке сфер»: планеты движутся и звучат, и вместе они рождают прекрасную космическую музыку. «Каждой планете соответствует своя мелодия» — вторил ему Иоганн Кеплер. А Аристотель в своем труде «О небе» писал: «Движение светил рождает гармонию, поскольку возникающие при этом движении звучания — благозвучны».

В каком-то смысле сама Жизнь это музыка. Великие космические законы задают определенную тональность и ритм, внутри которых все мы существуем. Если у каждой планеты есть своя мелодия и ритм, то, можно допустить, что и у каждого живого существа, в том числе и человека, есть своя мелодия и свой ритм. Мы все звучим и вместе рождаем музыку Вселенной.

Все в жизни подчиняется определенному ритму: вдох и выдох, бодрствование и отдых, рождение и смерть (это тоже проявление ритма). Ритмичность присуща самой природе: чередование времён года, смена дня и ночи, приливов и отливов — все это законы, лежащие в основе жизни и влияющие на нас. Например, смена сезонов непосредственно влияет на нашу физическую, эмоциональную и ментальную жизнь. Зимой больше хочется спать, весной, с пробуждением природы, когда прибавляется день, создаются условия, чтобы у нас рождались новые силы и радость, приходили новые идеи. К сожалению, так происходит не всегда. Часто мы как будто теряем свой ритм жизни и чувствуем усталость, дисгармонию, инерцию.

Красота есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть абсолютное и первичное начало природы.

Леон Батиста Альберти

Давайте немного пофантазируем? Представьте себе, что мы космические путешественники и впервые высадились на недавно открытую далекую планету. В процессе обследования планеты мы находим какой-либо объект, предмет, сооружение, в линейных размерах которого четко прослеживаются определенные соотношения, пропорции или закономерности.