О кельтах мы знаем не так1242720298_pict3115_resize уж много. Известно, что они появились в Ирландии, Шотландии, Британии и Бретани около первого тысячелетия до нашей эры. Пришли, как полагают историки, из степей Забайкалья, а может быть, из Африки. Есть также предположение, что их прародиной была легендарная Атлантида.

Они поклонялись своим богам под открытым небом в священных рощах, чем поразили римлян, которые пришли их завоевать. Именно от римлян, описавших свои впечатления, мы знаем о друидах, филидах и бардах.

По словам римского писателя Гекатея, жившего за два века до нашей эры, кельты почитали бардов и друидов превыше своих королей. Наиболее уважаемыми и могущественными были барды-жрецы, воспевавшие божество, служителями которого они являлись. Были барды, прославлявшие подвиги героев. Третий, низший класс представляли барды, которые жили при дворе и воспевали деяния королей.

Это почти все, что известно о бардах. Одни считают, что они были лишь ступенью в обучении друидов, другие говорят о них как об отдельной касте. Возможно, барды были связующим звеном между друидами и простым народом.

Около IV века Рим стал жестоко преследовать и истреблять друидов. Барды, тесно связанные с ними, тоже пострадали и были вынуждены скрываться в лесах. Но через четыре века римляне покинули Британию, и в начале V столетия барды вновь обрели прежнее влияние.

Только бардов-жрецов больше не осталось. Может быть, из-за того, что на смену прежней религии пришло христианство, а может, потому, что погибли те, кто мог обеспечить преемственность.

Но барды-певцы не исчезли, и вновь зазвучали их песни. Они объединялись в общины, жившие по едиными законами и наделенные равными правами.

Христианские священники не враждовали с бардами. Больше того, нашими знаниями кельтской мифологии мы обязаны монахам, прибывшим в Ирландию в IV–V веках из Египта, минуя Рим. Заняв место друидов, они тесно сотрудничали с филидами, кельтскими поэтами. И те записали мифы и предания своего народа.

О том, каким уважением пользовались барды, свидетельствует один интересный закон того времени: «У всякого раба два сына могут быть свободными, первый — бард, второй — духовный. Ибо, как только сын раба пострижется или поступит в учение к бардам, его господин уже не имеет никакого права над ним».

IrelandSymbol

Ирландия — единственная страна в мире, государственным символом которой с XIII века является музыкальный инструмент, арфа. Она подчеркивает значение музыки в ирландской культуре и древность её традиций. Изображение арфы можно увидеть на монетах, паспортах, официальных документах государства, а также на печатях президента и правительства.

Символами бардов были венок из березы и кельтская арфа с тройным рядом струн. Барды обыкновенно носили одно из трех званий: ученик, бард-придворный или главный бард, бард-учитель. Высшее звание достигалось на поэтическом состязании, устраивавшемся каждые три года. Обычай этот был весьма древним и, скорее всего, изначально был связан с какими-то религиозными обрядами. Победителя, сложившего лучшую песню, объявляли главным бардом всей страны и бардом, возведенным на трон.

Барду запрещалось носить оружие. Но ему не было нужды защищать себя. Его личность была неприкосновенной, он мог путешествовать где угодно и петь где пожелает и когда пожелает. За оскорбление барда налагалась огромная пеня: шесть коров и 120 серебряных монет, а за убийство и вовсе — 252 коровы. Но за всю историю кельтов известен только один случай убийства барда. За что виновный был предан проклятию как современников, так и потомков. До сих пор в Ирландии существует поговорка «Проклятие падет на голову того, кто поднимет руку на поэта». Там и по сей день к поэтам относятся по-особенному.

Бард имел право защищать слабого, останавливать любого обидчика и вести его на суд короля. Но главной его обязанностью было хранить память «обо всем достойном похвалы», а также поддерживать и распространять повсюду знания и любовь к добродетели. Не правда ли, прекрасно жить в мире, где самыми уважаемыми людьми являются певцы блага и добра!

Стать бардом было нелегко. Школы формировались вокруг главных бардов. Обучение длилось, по разным сведениям, от 12 до 23 лет. Причем несколько лет ученики проводили в полной темноте. Будущие поэты заучивали наизусть сотни поэм, овладевали принципами поэтической композиции, изучали историю страны и магический древесный алфавит Огэм.

Письменности как таковой у кельтов не было. Вернее, была, но они почему-то ей не пользовались. Все знания передавались устно. Вся культура и история народа хранилась в памяти бардов в виде десятков тысяч стихотворных строк. Барды были не только памятью племени, но и хранителями святости Слова.

В наше время слова потеряли цену, их произносят легко, особо не задумываясь о последствиях. Но в те далекие времена люди считали, что слова придают миру порядок и очертания. В древнем языке, на котором говорили драконы, все слова являются истинными именами вещей и предметов. Знать имя предмета означало постичь его суть, получить над ним власть. Есть предположение, что английские слова «очарование» и «колдовство» (enchantment, incantation) произошли от латинского cantare, «петь», а слово «чары» (charm) от латинского carmen, «песня». И потому так переплелись понятия «бард», «певец», «волшебник» и искусства магические и музыкальные. Бард — тот, кто знает имена всех вещей и может словом вызывать души предметов. А когда сила слова соединяется с силой музыки…

По легендам, барды могли своей песней погрузить человека в глубокий сон, разрушить стены, заставить деревья покинуть лес, чтобы сойтись в битве. Песня творила мир — сказочный, таинственный, притягательный.

Я был дубом сильным в поле,

Я был птицей вещей в небесах,

Я был богом,

Я был ручьём, скользящим меж дерев,

Я костёр в лесу,

Я рыба в реке…

Что это, поэтическая метафора или мироощущение, присущее древним и потерянное нами? Песни бардов кажутся сказками, но что такое правдивая история?

Когда последнего барда Талиесина люди просили рассказать о том, кто такой друид, бард, открыть им свои великие знания, Талиесин отвечал, что лишь любовь — это настоящее знание, все остальное соткано из тумана и в тумане исчезнет. И настоящий маг не тот, кто знает культы и творит чудеса, а тот, кто может пробудить душу, спящую в теле. Заставить ее расцвести.

Барды ушли из этого мира. Ушли на небо по звездным мостам. Но сердца людей тоскуют по миру, где живет добро и правда, а потому барды не исчезли бесследно. В нашей стране с определенного времени авторскую песню стали называть бардовской. Строго говоря, между древними бардами и современными авторами-исполнителями нет ничего общего. Кроме одного. Призванием барда всегда было поощрять и пробуждать все доброе и прекрасное в своих современниках. И если сегодня звучат песни, которые будят в наших душах вкус любви, волю к победе, чувство чести, значит, дух бардов все еще витает среди нас.

Песня по-прежнему способна созидать мир, надо ей только немного помочь. А потому хочется напоследок вспомнить слова Бориса Гребенщикова: «…барды сгинули, но старинные законы их музыки остались: она зависит от звезд и Луны, растущего зерна и острого серпа, а значит, тайны никуда не делись, они просто ждут времени, когда смогут снова открыться на пользувсем нам».

taliesin

Легенда о Талиесине

На одном острове жила волшебница Керидвен. Она задумала свою мудрость и магическую силу передать сыну Морфану. Но случилось так, что три капли волшебного зелья, вылетевшие из котла, достались не Морфану, а мальчику, помешивавшему зелье, Гуиону Баху. Рассерженная волшебница пустилась в погоню за юношей, который, обретя магические способности, превращался то в зайца, то в рыбу, то в птицу и, наконец прикинулся пшеничным зерном на поле. Керидвен обернулась черной курицей и склевала зерно. Вновь превратившись в женщину, она, когда пришло время, родила сына. Волшебница положила ребенка в ивовую корзину и приказала бросить ее в воду. Эту корзину нашел Эльфин, сын уэльского лорда. Развернув пеленки, он воскликнул «Смотри, какое сияющее чело!» По-уэльски эта фраза звучала как «Тал иесин», и младенца назвали Талиесином. Еще в детстве он стал певцом, а позже — самым почитаемым бардом, чья поэзия обладала великой силой.


You have no rights to post comments