В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения знаменитого советского фотографа Евгения Халдея. Несколько лет назад режиссер Галина Долматовская сняла о нем документальный фильм «Примечания к прошлому». Герой картины – сам фотограф и его фотографии, эти черно-белые свидетельства ушедшей эпохи.


Евгений Халдей умер в 1997 году. Долматовская начала снимать свой фильм еще при его жизни, в 1995-ом. Тогда, в непонятном безвременье казалось, что ничего этого уже не нужно и весь архив фотографа, который он заботливо хранил, уже никого не заинтересует. Сейчас, спустя 15 с лишним лет ясно, что это ценность величайшая. О Халдее и его уникальных снимках вспомнили, более того, их стали тиражировать, не ставя, порой, в известность родственников автора фотографий. К 60-летию Победы было, например, выпущено шампанское, на этикетке которого снимок Евгения Халдея. На фирме, выпускающей напиток, родственникам заявили, что эти фотографии – народное достояние, и никому ничего за них выплачивать не обязательно. Издержки советской системы, той самой, которой честно, верой и правдой служил Евгений Халдей.

Как хорошо, что Галина Долматовская успела начать съемки фильма еще при жизни мастера! И как важно сейчас, когда с каждым годом ветеранов той далекой и страшной войны становится все меньше и меньше, постараться ухватить эту уходящую натуру, поговорить с этими людьми, узнать у них что-то важное и ценное для нас. Ибо в истории каждого отдельно взятого человека – история всей страны. И для этого, кстати, совсем не обязательно быть профессиональным режиссером. Уникальный проект «Наша общая Победа» предлагает всем, без исключения взять в руки в видеокамеру и отправиться к ветеранам. Снять свой маленький фильм. Цель проекта -   сформировать в Сети силами добровольцев видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации. На сайте проекта -  http://41-45.su/ - можно посмотреть и послушать эти интервью, а также ознакомиться с условиями участия в этой благородной акции.

Но вернемся к герою этой статьи – Евгению Халдею. Он прошел всю войну с первого до последнего дня. 22 июня 1941 года снимал людей на улице у репродуктора с напряжением вслушивающихся в тревожные сообщения диктора. В мае 1945-го фотографировал советское знамя, реющее над Рейхстагом. Между этими событиями четыре года войны и километры фотопленки, на которой лица солдат, участников боев.

На весь мир известна фотография с парада на Красной площади, когда наши солдаты бросали на землю фашистские знамена. Снимал Халдей и на знаменитой Потстдамской конференции, и в дни Нюрнбергского процесса.

В мирное время работы тоже было много. С фотографий Евгения Халдея на нас смотрит история страны. История, которую уже не перепишешь и не исправишь. Все так, как было. Халдей очень трепетно относился к героям своих снимков. Его блокноты пестрят многочисленными записями, именами, фамилиями. Более того, спустя годы он возвращался к этим людям и снимал их снова. Есть у него, например, фотография – девочка в детском году ест кашу. И есть фотография – та же самая девочка, спустя лет двадцать, уже в образе молодой женщины.

Огромную работу проделали дети фотокорреспондента – дочь Анна и сын Леонид. Архив Халдея насчитывает более 30 000 негативов. Все их надо было разобрать, напечатать, каталогизировать. Кстати, многие фотографии впервые увидели свет только сейчас. В частности, подборка с Каннского кинофестиваля, на котором работал Евгений Халдей.

Книги о Евгении Халдее выходили в разных странах. Его знаменитая лейка, с которой он прошел всю войну, хранится теперь в Лос-Анджелесе в Музее фотографии.

Фильм начинается и заканчивается таким кадром: по улице Москвы идет трамвай, на нем написано «С днем Победы!» и фотоснимок военных лет, сделанный Евгением Халдеем. Звучит песня Андрея Эшпая на стихи Евгения Долматовского «Старые песни» в оригинальном исполнении Сергея Шнурова. Время делает очередной виток, спираль закручивается и старые фотографии, так же, как и старые песни начинают звучать по-новому, снова волнуют нас, заставляют задуматься. А в черно-белых фотографиях вообще заключена какая-то невероятная магия. Это не современный холодный цифровой глянец, в них есть душа. В том числе и частичка души того человека, который делал эти снимки.

You have no rights to post comments