В то время, в конце XVI столетия, самыми распространенными учебными заведениями в Европе были церковные школы. Там давали только религиозное воспитание, а основными методами обучения были зубрежка и телесные наказания. Ничего, кроме унижения и разочарования, ученики в таких школах не получали, но даже и в них могли попасть очень немногие.

Коменский же мечтал о «школе мудрости и мастерской гуманности», о «школе радости», которая формировала бы настоящих людей, умеющих жить достойно и приносить пользу Отечеству. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане», — был уверен Коменский и начал создавать новую систему обучения.

Двери своей школы он открыл для всех: и для мальчиков, и для девочек, и для богатых, и для бедных. Коменский первым ввел классно-урочную систему. В его школе было семь классов, и в каждом учились дети одного возраста. «Три первых класса должны служить возбуждению внешних чувств; столько же классов должно служить усовершенствованию понимания вещей и последний класс — возвышению умов к Богу». Каждый класс занимался в отдельной комнате с учителем. Для каждого был создан свой годовой курс занятий, чтобы ученики могли легко усваивать знания.

Занятия не длились дольше шести часов, притом между ними делались перерывы на отдых. В первой половине дня ученики упражняли ум, суждение, память. Вторую часть посвящали упражнению рук, голоса, стилю, жестам. После каждого урока — перерыв; после завтрака и обеда — час для гуляний и развлечений; после дневной работы — восемь часов покоя и сна. Два раза в неделю все послеобеденное время отводилось для частных занятий и развлечений. Свободными были две недели во время христианских праздников — Рождества, Пасхи, Троицы — и месяц во время сбора винограда. Занимались дети только в классе, на дом им ничего не задавали. Коменского упрекали, что он дает детям слишком много свободы, но ученикам необходимо время для выполнения «кое-чего по собственному усмотрению», объяснял педагог-философ, чтобы потом они снова становились «склонными делать то, что должны делать по нашему мнению». Кроме того, вне школы ученики делают задания поверхностно — «таково уж свойство юности», — небрежно и с ошибками. А лучше уж ничего не делать, чем делать плохо.

Для обучения в классах нужны были книги, и он сам создавал первые учебники.    «Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать», — утверждал Коменский и задачу новой школы видел в передаче мудрости, которая делает людей «возвышенными, мужественными и великодушными».

Основы правильного воспитания необходимо закладывать в самом раннем возрасте, начиная с рождения. Под правильным воспитанием Коменский подразумевал прежде всего развитие нравственных качеств учеников, особо выделяя мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

Обучая мудрости, он прививал ученикам любовь к добру, стремление избегать зла и пустого, бессмысленного времяпрепровождения, а также способность справедливо судить обо всем. Соблюдать умеренность следовало в пище и еде, во сне и бодрствовании, в работе и отдыхе, в разговоре и молчании. Ученикам советовалось воздерживаться от брани, капризов и грубости, проявлять исполнительность и любезность, любить всех добрых, не раздражать ни одного злого. Обучение мужеству заключалось в преодолении себя, «в обуздании нетерпеливости, ропота и гнева». «Человек — существо разумное, — писал Коменский, — следовательно, пусть он привыкает руководиться разумом, обдумывая свои действия, чтобы стать господином своих поступков». В правила входило также воспитание привычки к труду, так как все добродетели, по убеждению Коменского, развиваются «посредством дел, а не болтовни».

Одно из правил говорило о необходимости внушать ученикам готовность служить другим и даже «охоту к этому»: именно она помогает понимать смысл жизни, то есть понимать, «что мы рождаемся не только для самих себя, но и для ближнего, то есть для всего человеческого рода».

Большое внимание Коменский уделял примеру родителей и учителей, считая его самым действенным средством «побудить учеников к честной жизни». В законах для учеников говорилось о любви к учителю, о дружбе с товарищами, о том, что нужно делать все из любви к добродетели, а не из страха перед наказанием; и делать не то, что нравится, а то, что предписывают законы и о чем говорят учителя. «Стыдись иметь ученого учителя и ученые книги, а самому оставаться неученым, — писал он. — Прилагай труды к тому, чтобы знать то, что знает учитель».

Для учителей же существовали свои правила. Учитель — это живой образец тех добродетелей, которые он прививает детям. Ему рекомендовалось остерегаться слишком низко ценить себя или относиться к себе с презрением. Не быть учителем только ради денег. Знать и понимать, что учитель— это должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем». Стараться быть не только руководителем своих питомцев, но и их другом. Не пропускать ни одного удобного случая, чтобы научить чему-либо полезному. «Показывай им так, чтобы они что-нибудь видели, объясняй так, чтобы они понимали, заставляй их подражать, чтобы и они могли выражать то, что ты можешь», — советовал Коменский учителям.

Хотите знать, каким Коменский видел образованного человека? Не только имеющим приличные манеры, не только умеющим многое делать своими руками и общаться с людьми. Образованный человек — это еще и тот, кто во всем видит божественное присутствие и поэтому никогда не чувствует себя одиноким, даже если ему приходится жить «без сообщества людей». Образованный человек не гордится и не становится высокомерным, «когда все идет по его желанию», и не отчаивается, не опускает руки, когда «впадает в несчастье». Одним словом, образованный человек — это мудрый человек, тот, кто «всюду умеет быть полезным и… подготовлен ко всяким случайностям».

Коменский твердо верил, что возможно воспитать таких людей, и его вера нашла отклик у передовых педагогов и философов эпохи Возрождения. Его стали приглашать в другие страны для открытия новых школ. В 1641 году известный английский реформатор Самуэль Гартлиб пригласил его в Англию, а потом были Нидерланды, Польша, Венгрия, Швеция — и везде великий педагог давал жизнь своим идеям, осуществляя реформу школы.

В начале XVIII века его идеи достигли России. В первых государственных школах, созданных по указу Петра I, в качестве учебников использовались книги Коменского. В некоторых школах ввели классно-урочную систему. В журналах появились статьи, знакомившие россиян с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского.

Школа для детей была создана. Но Коменский, истинный педагог и философ, не мог остановиться — он уже мечтал о «пансофической школе», школе всеобщей мудрости для всех людей без исключения. О школе, которая давала бы всем «единственно необходимое знание того, что нужно людям в жизни, смерти и после смерти».

Комментарии   

0 #1 Татьяна Сутырина 06.03.2011 02:58
Как же сейчас не хватает вот таких «школ радости»! И как хочется, чтобы современный образованный человек был близок к идеалу Коменского… Прочитав статью, задумалась над тем, возможны ли подобные попытки в наше время? И нужны ли они? Может быть, сейчас для воспитания «возвышенного, мужественного и великодушного» человека достаточно ОБЖ и физкультуры?

You have no rights to post comments