Космический человек майяМайя — народ загадочный. А сама эта культура непривычна для европейского взгляда. Однако сегодня мы знаем, что памятники майя проникнуты глубоким философским, религиозным и символическим смыслом. Здесь речь пойдет об одном изображении на древней, очень древней гробнице, найденной в самом сердце этой мистической цивилизации.

 

«Из густого мрака неожиданно возникла сказочная картина фантастического, неземного мира. Казалось, что это волшебный грот, высеченный во льду. Стены его сверкали и переливались, словно снежные кристаллы в лучах солнца. Как бахрома огромного занавеса, висели изящные фестоны сталактитов. А сталагмиты на полу выглядели словно капли воды на гигантской оплывшей свече. Гробница напоминала заброшенный храм. По ее стенам шествовали скульптурные фигуры из алебастра. Потом мой взор упал на пол.

Его почти полностью закрывала огромная, прекрасно сохранившаяся каменная плита с рельефными изображениями. Глядя на все это с благоговейным изумлением, я пытался описать красоту зрелища моим коллегам. И они не верили до тех пор, пока, оттолкнув меня, не увидели эту великолепную картину своими собственными глазами», — так Альберто Рус описывает открытие им гробницы в центре цивилизации майя — городе Паленке.

Среди множества поразительных изображений самое загадочное — это вырезанный на крышке саркофага так называемый «космический человек». Некоторые ученые считают, что это изображение космического корабля с майянским астронавтом в качестве пилота. Другие — что это изображение царя майя на пути в загробный мир. Специалисты по Древней Америке Линда Шеле и Давид Фрайдель в 1990 г. высказали мнение, что мастера, изготовившие крышку, хотели показать правителя у ствола «дерева миров опускающимся в пасть подземного мира». Изображен был также и мотив возрождения: «Падающего Пакаля сопровождает схематически обозначенная голова чудовища, несущая жертвенную чашу с глифом Солнца. Этот специальный глиф, изображающий Солнце на границе с подземным миром, на переходе от жизни к смерти, является знаком чрезвычайной символической силы. Как Солнце, так и царь пройдет через Шибальба , чтобы в конце своего путешествия снова появиться на восточном горизонте».

 Прорисовка изображения на саркофаге Пакаля

Несмотря на некоторую необычность образов мы видим все тот же сюжет, что встречается нам в разных культурах и цивилизациях: человек, правитель, нисходящий в подземный мир, царство смерти, чтобы возродиться и обрести бессмертие. Таким образом, человека сравнивали с Солнцем, показывающим пример возрождения каждый день.

На праздник Sol Invictus в Риме, а затем в Европе восклицали: «Солнце умерло. Да здравствует Солнце!» Позже эта фраза видоизменилась и превратилась в слова: «Король умер. Да здравствует король!»

Ту же традицию мы находим и в египетском празднике Хеб-сед, «празднике хвоста», который отмечался в тридцатый год правления фараона. В этот день в храмах совершался особый ритуал символической смерти и воскресения правителя. Сохранилось два описания этого действия: фараона либо клали в саркофаг, который доверху заливали маслом, погружающим в летаргический сон, либо заворачивали в коровью шкуру, и он в течение нескольких суток лежал в ней в позе эмбриона. Оба этих ритуала сегодня кажутся нам странными, но они исполнены глубокого смысла. После тридцати лет правления фараону и всему Египту был необходим мощный импульс возобновления, нужно было «умереть», очистить все наносное и заново открыть ценности и смыслы жизни человека и всего государства. Возобновление часто необходимо и нам, иначе жизнь рискует превратиться в бессмысленный бег по кругу.

Упомянем, кстати, об одном очень интересном предположении — что знаменитые египетские Великие пирамиды служили именно для Хеб-седа. Это объясняет, в частности, тот факт, что в них были найдены саркофаги, но не мумии.

Идею прохода через подземный мир, царство смерти, мы видим и в эпосе о Гильгамеше, и в образе Кецалькоатля, и в античном мифе о Геракле, и в истории сошествия Христа в ад. В сказках такой сюжет тоже встречается нередко: иногда героя глотает рыба, иногда он пролезает через звериную шкуру, иногда ему нужно спуститься в подземный или подводный мир, чтобы вызволить свою возлюбленную — символ человеческой Души.
Если для стольких древних культур и цивилизаций этот сюжет был так важен, то, быть может, он важен и для нас сегодняшних, для человека вообще?

Наш «астронавт», как и мы с вами, будто завис в пространстве, посреди креста мира (дерево изображено в виде креста). Его взгляд устремлен вверх, к Млечному Пути, где находится царство смерти и воскресения — Шибальба, в котором боги встречают очистившуюся, свободную от тела душу умершего. В этом смысле на гробнице действительно изображен своего рода «космический корабль», но не техногенный, а «духовный». Дух человека всегда устремлен к звездному небу, его небесной родине. Пройдя через царство смерти, душа человека возвращается туда, откуда пришла, к центру, к самому главному.

Так это или не так — кто знает? Как бы там ни было, древний народ оставил для нас красивое размышление о жизни и смерти, а этот вопрос волновал людей во все времена.

You have no rights to post comments