Большинство ученых убеждены, что существование живых существ обусловлено их генами, а жизнь определена генетической программой, унаследованной от наших несчастных предков. Однако последние 20 лет исследований в биологии полностью изменили это убеждение. Они показали, что мы можем проявлять инициативу в своей жизни, трансформировать себя, изменять свое поведение и выходить за собственные пределы в направлении иногда неожиданных горизонтов. Исследование доктора Брюса Липтона[i] показало, что среда, в которой работает клеточная мембрана, контролирует поведение и физиологию клетки, активируя и дезактивируя гены. Эти открытия противоречат мнению авторитетных ученых, утверждающих, что жизнь контролируется генами, и выдвигают на первый план эпигенетическую науку как одну из наиболее важных областей исследований сегодня.

«Открытие влияния окружающей среды на функционирование клеток в корне меняет представление о неизменности генетического кода. Это также доказательство того, что эмоции регулируют экспрессию генов. (…) Каким бы ни было их содержание, наши мысли проникают в тело в форме энергии — эмоциональной, умственной, психологической или духовной энергии. Это приводит к биологическим реакциям, которые впоследствии регистрируются в памяти клеток. Вот так наша биография постепенно адаптируется к биологическим системам, и это осуществляется с течением времени».

Эпигенетика определяется как наука, изучающая передаваемые и обратимые изменения в экспрессии генов, которые не сопровождаются изменением генетической структуры, то есть без изменения ДНК. Эти изменения могут происходить спонтанно или в результате стресса, как реакция на окружающую среду и другие внешние факторы. Эпигенетические явления действуют как прерыватели, они активируют и деактивируют экспрессию генов в зависимости от обстоятельств и в различной степени. Следовательно, они допускают множество незапрограммированных комбинаций между генами посредством явления метилирования[ii].

Хотя открытия, связанные с эпигенетикой, являются относительно недавними, эта концепция была выдвинута в 1942 году Конрадом Хэлом Ваддингтоном[iii] (от греч. epi — «за пределами»: за пределами генетики). Эпигенетика включает в себя свойства, код над кодом, как очень хорошо объясняет Джоэл де Росне в своей последней книге «Симфония живого мира»[iv]: это биологическое «метапрограммное обеспечение», которое глубоко меняет классический взгляд на гены. Эпигенетические изменения — это не мутация, а модуляция экспрессии генов через поведение или окружающую среду. Генетика и эпигенетика сравниваются с текстами книги и процессом чтения, в котором каждый человек интерпретирует книгу по-своему, через свой опыт, свое воображение... Другие сравнивают генетику с партитурой, а эпигенетику — с интерпретацией симфонии. Большой вопрос в том, как стать руководителем оркестра собственной вечеринки (партитуры).

То, что мы испытываем, влияет на наше физическое состояние, психологическое, наш жизненный путь и наш разум и играет важную роль в эпигенетической модуляции экспрессии генов.

Мы наследуем наш геном, но у нас есть свобода изменять наш эпигеном на индивидуальном и коллективном уровне, а также в эволюции нашего общества в соответствии с взаимоотношениями, которые мы устанавливаем друг с другом. Эти явления могут быть усилены сегодня, в том или ином направлении, с помощью социальных связей. В пространстве эпигенетики все обратимо, что подчеркивает важность принятия ответственности за нашу жизнь и ясности наших жизненных выборов. Наше поведение и желание действовать могут изменить нас. С помощью эпигенетики мы можем перенаправить негативные «психосоматические» процессы в направлении, которое приносит пользу нашему здоровью и нашему психическому равновесию.

Пять ключевых слов для успешной переориентации — это питание, физические упражнения, антистресс, удовольствие и гармония. Они гармонично взаимодействуют и требуют дисциплины жизни, которую древние народы Востока и Запада рекомендовали в качестве профилактических подходов, проявляя интерес к взаимному влиянию между разумом и телом.

Текущие исследования показывают, что традиционные практики медитации, йоги, формы динамических медитаций, такие как тай-цзи цюань и цигун, могут оказывать положительное влияние на обмен веществ в нашем организме и на некоторые нарушения, такие как гипертония. Благодаря этим исследованиям мудрость древних и новые открытия нашли точку соприкосновения.

Сегодня мы знаем, что все эти методы расслабления тела и регуляции дыхания позволяют нам достичь высокого уровня как концентрации, так и расслабления, и что пациенты, особенно больные раком, практиковавшие их вместе со здоровым питанием, смогли повлиять на свои раковые клетки, сделав их снова нормальными. Недавние исследования также показали, что в ситуациях сильного стресса, например в случае жертв Холокоста или голода, генетические модификации могут наследоваться от поколения к поколению теми, кто его не пережил, но сегодня мы знаем, что их можно обратить вспять.

Следовательно, пищевые привычки, физическая активность, загрязнение окружающей среды, стресс, беспокойство, наши социальные и семейные отношения, а также счастливые и несчастные события могут влиять на наш жизненный путь и наше душевное состояние и играть важную роль в эпигенетической модуляции экспрессии наших генов. Следовательно, быть в окружении настоящих друзей или жить стабильной эмоциональной жизнью, развивать свой внутренний мир, — всё это может иметь только положительное влияние не только на наше физическое здоровье, но и на здоровье в широком смысле.

Доусон Черч[v] описывает, как наше психическое состояние воздействует на наши гены. Он демонстрирует, что убеждения, намерения, медитация, альтруизм, оптимизм, сотрудничество, уверенность... оказывают последовательное влияние на гены стресса, которые особенно вовлечены в процессы старения и иммунитета.

Подводя итог, получаем, что те отношения, которые мы устанавливаем с нашей внешней и внутренней средой, имеют решающее значение в преобразование себя и выявления всего, что стимулирует роста нашей осознанности «я».

Это тоже коллективный вызов. Важно понимать, что мы не можем просто изменить себя индивидуально, но нам нужно изменить и то, как мы живем с окружающими. Чтобы сделать это, мы должны воссоединиться с более высокими целями, как продемонстрировал полковник Арно Бельтрам своим самопожертвованием[vi]. Вся нация благодарна героическим людям. Он знал, как противостоять вызову, который ставится перед нами: найти тонкое равновесие между свободой и безопасностью. Его пример позволил нам принять во внимание, что возможны другие подходы и что мы никогда не должны быть слепо покорны судьбе.

Фернанд Шварц,

руководитель «Нового Акрополя» Франции

(источник)

[i] Брюс Харрольд Липтон (род. 1944) - американский биолог, бывший научный сотрудник медицинского факультета Стэнфордского университета.

Липтон, Брюс Х. Биология веры: Освобождение силы сознания, материи и чудес. Hay House Inc. Издание, посвященное 10-летию компании, 2016

Липтон, Брюс Х., Байерман, Стив. Спонтанная Эволюция: Наше позитивное будущее и как добраться оттуда сюда. Hay House Inc, 2010.

[ii] Химическая модификация, которая заключается в добавлении метильной группы (CH3) к субстрату. В ДНК метилирование происходит при добавлении метильной группы вместо атома водорода в одно из четырех оснований азота. Таким образом, эта последовательность ДНК аннулируется и больше не может вырабатывать белки.

[iii] Британский биолог, палеонтолог и генетик (1905-1975).

[iv] Росней, Джоэль де. Симфония живого мира. Как эпигенетика изменит вашу жизнь (La symphonie du vivant. Comment l'épigénétique va Changer va votre vie). Les Liens Qui Liberent. 2018

[v] Исследователь энергетического исцеления (род. 1956) и церковный писатель Доусон. Джин в твоих генах: Эпигенетическая медицина и новая биология намерений. Издание Energy Pscychology Press, 2014 г.

[vi] Арно Бельтраме был подполковником Национальной жандармерии Франции и был убит террористом после того, как обменял себя на заложника.