Исследователи японской культуры говорят: чтобы понять японца, нужно быть японцем. Восток — дело тонкое… Но я думаю, один из путей узнавания и понимания любого человека — попытка понять, во что он верит.

Во что же верят эти загадочные люди, живущие на островах, окруженных морями, и считающие свою страну не морской, а земледельческой, застывающие в молитве — все, от малого ребенка до старика — перед красотой цветка, сделавшие обязательными в школах уроки любования природой, а дни цветения сакуры — национальным праздником?

В то, что они произошли от богов. Пусть другие люди происходят от обезьян, пусть в их вылепленные из глины тела боги помещают души. А японцы — от богов, и делайте что хотите. Синтоизм, изначальная религия Японии, пройдя долгий путь и претерпев изменения, жива и в наши дни. Даже приверженцы буддизма в основной массе от синтоизма не отходят и соединяют в себе два верования. Синто — это путь богов. Император — потомок Солнца. Утверждать иное означает упасть так низко, что и вовсе скрыться из виду.

А божественная сущность японцев вполне гармонично сочетается с заботой о делах повседневных. Одно другому не мешает.

В то, что красота спасет мир. Внешняя, отозвавшаяся внутри и вызывающая из глубин души красоту человеческую. Внутренняя, выходящая вовне и создающая прекрасное. Красиво должно быть все, в том числе и еда.

В то, что каждое природное явление, каждое творение природы имеет своего духа-хранителя и находится под его защитой. И даже некоторые творения людей. И сами люди — тоже. Умирая, человек становится духом-ками. Японцы, техника и технологии которых «впереди планеты всей», живут в окружении духов природы и людей. Ками и люди, вовлеченные в вечный круговорот жизни до тех пор, пока не разрушится Земля. Но жизнь не кончится, круговорот ее лишь приобретет иные формы.

В то, что каждая вещь имеет свою жизнь. Потому, наверное, нет на свете людей более благодарных своим вещам за верную службу.

В то, что в жизни важна каждая мелочь и каждая минута времени. И что каждый человек сам определяет свое естественное место в мире — тем, что он думает, что говорит и что делает.

You have no rights to post comments