Старый Изборск... Это одно из немногих сохранившихся мест, где человеческие творения не противопоставлены природе, а сливаются с ней естественно и гармонично.
Массивные и величавые башни, стоящие на вершине крутой каменистой скалы, как будто вырастают из нее, а лента реки Смолки, струящейся по Изборской котловине, и Городищенское озеро окаймляют крепостной холм.
Это место овеяно легендами.  Ведь Изборск — один из древнейших городов на Руси. Славяне обосновались здесь еще в VIII в. По преданию, изначально  город назывался Словенском, по имени основавшего это поселение новгородца Словена, а потом был переименован в  Изборск — в честь Избора, рано погибшего сына Словена, от имени которого остались лишь Словенские ключи, бьющие у подножия крепости.

«Каменный Крест» — так, говорят, переводится название этого порога, главного препятствия охтинского маршрута. Многие стремятся сюда даже не столько преодолеть его (абсолютное большинство — и это вполне разумно — обносят), сколько просто побыть рядом. Причаститься грозной силы водной стихии и увидеть, если повезет, смельчаков, что решаются на прохождение. Каждый такой поединок — событие, приковывающее к себе внимание всех присутствующих: такое ощущение, что один экипаж олицетворяет в этот момент всех туристов-водников — нынешних, и ушедших, и будущих...

Как живется самому большому в мире городскому лесному массиву?
Совсем рядом с нами, на северо-западе Москвы, есть настоящий остров. Но не ищите на карте синий цвет водной глади, ищите зеленый. Потому что имя этого острова — «Лосиный». Если говорить официальным языком, то это — национальный парк, один из первых в России: он был создан в 1983 г. «с целью сохранения и восстановления уникального природного комплекса, организации отдыха и широкой эколого-просветительской работы с населением». Это самый большой во всем мире лесной массив в черте города — площадью почти в 12 тыс. га! И с высоты птичьего полета он действительно похож на зеленый остров в океане городских построек.

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!

Мы привыкли к тому, что на площадях, в скверах, во дворах Москвы стоят, как старые знакомые, памятники. Иногда мы даже не вглядываемся  в них, не помним их  черты, назначая встречи: на Тверской у Пушкина, на Чистопрудном у Грибоедова. А ведь памятник — не только ориентир в пространстве города, прежде всего это произведение искусства, явление культуры своего времени, а также работа Мастера.

Москвичи — люди нараспашку, истинные афиняне,
только на русско-московский лад.
Они любят пожить и... действительно
хорошо живут.
В.Г. Белинский

Москва всегда любила пожить и почудить. Еще Пушкин писал: «Невинные странности москвичей были признаком их независимости. Они жили по-своему, забавлялись как хотели, мало заботясь о мнении ближнего. Бывало, богатый чудак выстроит себе на одной из главных улиц китайский дом с зелеными драконами, с деревянными мандаринами под золочеными зонтиками. Другой выедет в Марьину рощу в карете из кованого серебра 84-й пробы. Третий на запятки четвероместных саней поставит человек пять арапов, егерей и скороходов — и цугом тащится по летней мостовой».

Пять столетий минуло с тех пор, как на месте слияния двух великих рек — Волги и Оки — заложен был каменный кремль.
История Нижнего Новгорода уходит в XIII век. Предание рассказывает, что владимиро-суздальский князь Юрий Всеволодович, проплывая со своей дружиной на стругах по Волге, был поражен красотой здешних берегов и в 1221 г. основал город на холмах в устье Оки. Для защиты населения нового города были созданы деревянно-земляные укрепления — глубокие рвы и высокие валы, окружавшие город и его посады.

Музеи Москвы — это особый мир, ведь он так не похож на мир нашей повседневной жизни. В этом мире свой ритм, свои законы, своя жизнь. Эта жизнь вдохновлена музами.
Понятие «музей» в Древней Греции означало место, посвященное музам, храм муз. Первые музеи возникли там, где произведения искусства постепенно сосредотачивались в храмах, священных рощах, дворцах, домах собраний.
Систематическое коллекционирование памятников искусства началось в XV в. и широко распространилось в XVI–XVII вв. в Италии, потом во Франции, Англии и Германии. Коллекции принадлежали частным лицам: королям, феодалам, купцам. Первая Кунсткамера возникла в XV в. в Западной Европе.

Облака — вокруг,
Купола — вокруг,
Надо всей Москвой —
Сколько хватит рук!

Воробьевы горы — самое высокое место в Москве. Пожалуй, только отсюда можно охватить взглядом весь город. Место это всегда притягивало людей. В древности здесь было языческое святилище финно-угорских и балтских народов. Позже, когда уже появилась Москва, это была одна из «поклонных гор» при подъезде к городу.

Вопрос этот можно прочитать по-разному и по-разному на него ответить. Что хранит сама крепость? Конечно, память, историю, Родину, понятие долга, чести, мужества... И еще — принцип Центра. А что хранит сегодня саму крепость? Иногда только чудо. И еще — принцип Центра.
2001 год. Над Набатной башней древней русской крепости Ивангород стоял дым...
Ветер, прилетевший со стороны Эстонии, дул со все возрастающей силой, дождь перешел в град. Дым от костра стал гуще, и казалось, что рассказ одного из реставраторов о грозной истории этих мест превратился в реальность. Перед слушателями вставали лица людей, защищавших крепость в том далеком 1496 году, когда через четыре года после закладки первого камня Иваном III на крепость первый раз напали враги...
Строго говоря, это не были настоящие реставраторы. Они интересовались русской историей, участвовали в исследовательских группах «Нового Акрополя», но всех их объединило и привело сюда желание что-то сделать для крепости...

Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живешь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живешь.

Человек всегда создавал свой мир на земле, свой «космос» — лучше или хуже, как мог. Но есть особый мир, дитя двух творцов — человека и природы. Это сады и парки. Они рождались как подобие Вселенной, как живая книга, по которой можно читать тайны мироздания. Высшее значение сада — Рай, Эдем. Здесь все символично: растения, их цвет и запах, птицы, садовая скульптура, тематика фонтанов, посвящения храмов и памятников, деревья, аллеи и пруды, — и значимо для тех, кто умеет видеть неочевидное.