Поделюсь своим открытием. Недавно я побывал в Перми и зашёл там в замечательный книжный магазин «Пиотровский». И конечно, ушёл не с пустыми руками. Одним из ценных приобретений стало новое издание Виктора Франкла "Логотерапия и экзистенциальный анализ (статьи и лекции)».

В предисловии меня тронуло вот что:

«Убеждённость в том, что сотворить что-либо можно только через любовь предельно чётко выражается в его работе «Время и ответственность" (1947); здесь он противопоставляет декартовскому Cogito ergo sum ("Мыслю, следовательно, существую") принцип Amo ergo est («Люблю, следовательно, любимое мной существует").

И сразу пришли на память строки любимого мною Рильке:

«Но увы нам, в измеренье иное что отсюда уйдёт?
Не созерцанья наука, что постигалась нами бессонно.
И не то, что с нами случалось. Ни единое
из происшествий. Только страданье.
Только то в бытии, что давалось нам трудно.
Стало быть — долгий опыт любви».

Что такое хорошо и что такое плохо — мы знаем с детства. Например, что нельзя обманывать. Нехорошо. Но жизнь не дает оставить такое знание теоретическим. И уже много лет испытывает меня, например. Нужно всегда говорить правду. Или... порой ее не нужно говорить, а иногда и напрямую обмануть? Речь не о корыстном обмане, а о том, что можно, например, назвать обманом «из сострадания».

Возможен ли такой компромисс? Ведь правда все равно когда-то станет известной. Не будет ли хуже потом всем?

Я задумалась о том, есть ли цели, оправдывающие такое средство, как обман. Например, Галилео Галилей. Знал ведь, утверждал, что Земля вертится, но под страхом инквизиции отступил. Не погиб. Продолжил свои исследования. Еще успел кое-что полезное сделать.

Говорят (я подробно не изучала этот вопрос), что некоторые кельтские жрецы — друиды, когда пришло время христианства, официально приняли его, чтобы сокровенное знание не погибло вместе с ними, и его можно было передать дальше, а форма религии не так важна, как ее содержание.

Я, конечно, не друид, и никакой не великий человек. Мои дела не так велики. Например, болею. Чтобы не беспокоить родителей (у них и без моих соплей забот много) говорю им, что вполне здорова. Или устала насмерть, но говорю, что все в порядке, чтобы не остановили, чтобы успеть закончить дело...

Но обманывать нельзя! Как же быть? Сдвигает ли даже самый маленький и безобидный обман не в ту сторону частички Мироздания?

В природе всегда есть чему удивиться — высокая красивая сосна, растущая прямо на скале, несмотря на ветры, подтолкнула к размышлениям о человеке. Ведь и человека символизировали деревом, вечные корни которого на Небе, а рождающаяся и умирающая крона на Земле. Дерево — безумно глубокий символ.

Интересно, что и наш славянский корень этого слова и корень английского tree восходят к протоиндоевропейскому *deru- со значением «стойкий», «крепкий», «надежный», «устойчивый»; и от этого же корня английское truth — «истина», «правда». Однако вопрос был не в этом, а в том, что есть человек: корни или крона? Вопрос в том, с чем себя отождествлять, и от чего освобождаться? Что есть я, и что меня ограничивает?

Здравствуйте, друзья! Недавно, будучи в Москве, благодаря своим родителям, за что им огромное спасибо, открыл для себя удивительного человека, нашего современника Резо Габриадзе, создателя автобиографического шедевра «Знаешь, мама, где я был?», который мы с родителями и посмотрели, отправившись в кино.

Фильм ещё идёт в Москве, а возможно, и в других городах. Посмотрите — не пожалеете... Очень трудно подобрать слова, чтобы рассказать о нём — его надо впустить внутрь души, как и неповторимую интонацию, глаза и улыбку автора.

А для вдохновения отправляю ещё один, стихотворный, шедевр, родившийся в сотворчестве двух гениев — Николаза Бараташвили и Бориса Пастернака и прочитанный (прожитый) Резо Габриадзе.

Смотреть и слушать на YouTube

Почему некоторые люди хотят измениться к лучшему? Даже если их никто не ругает, не критикует и не говорит, как нужно поступать? Нет, не внешность поправить или карьеру улучшить. Изменить свой характер и свой образ жизни.

Причин, наверное, много. Я скажу о своей.

Почему некоторым нет в жизни покоя. Смотрю в свое «внутреннее зеркало», благодаря которому вижу себя и окружающий мир. И оно в пыли и пятнах. Что-то скрывает, что-то искажает, на чем-то ставит пятно, которого нет в реальности. Хочется протереть его, чтобы стало яснее. Протерев, порой пугаюсь своего отражения. Как будто смотрю не я, а кто-то другой изнутри. Тот, кто знает, как лучше. На которого хочу быть похожей.
Ну, и еще хочется брать пример с моих любимых героев. Хочу быть на них похожей. Не знаю, почему.

Разговор об идеологии и мировоззрении продолжим вопросом: что общего у телескопа и скептика? Общий у них корень — «*spek». Этот корень протоиндоевропейского происхождения имеет значение «наблюдать», «исследовать». Именно этот смысл в него вкладывали философы-скептики. Сейчас, по-моему, скептицизм понимается как необходимость сомнения во всем (кроме, естественно, того, что во всем надо сомневаться). Слово «сомнение», однако, имеет другой корень, со значением, которое можно выразить как «двойной ум» или «двойственный ум» — что-то неустойчивое и неопределенное.

Философ-скептик — это исследователь, который понимает, что процесс познания не завершен, и потому он воздерживается от окончательного суждения. Как пишут исследователи скептицизма, воздержание от суждения — это своего рода «остановка ума». В этом скептики очень близки к некоторым восточным философам. Впрочем, есть мнение, что основатель скептической школы Пиррон из Элиды учился у индийских гимнософистов. Это конкретная и очень не простая работа над собой, ведь наш ум формирует суждения, прежде, чем мы успеваем это осознать.

Однако при чем тут мировоззрение и идеология? Интересно, что мировоззрение скептики понимали не как совокупность определенных идей и принципов, а как способ рассуждения. Мне кажется — это очень важно и для нас — учиться размышлять, рассуждать, исследовать, понимая при этом, что любое мнение ограничено. Благодаря этому размышлению, поиску, и испытанию в жизни, во мне и рождается философ.

В жизни бывает легко, более-менее и трудно. И дело не в деньгах или их количестве, наличии или отсутствии ответственностей и забот, внешней свободе или зависимости, хорошей или плохой погоде... Это я уже проверила.

Дело в нас самих. Я вдруг подумала, что человек похож на воздушный шар. Если изнутри его наполняет то, что окружает, то есть, обычный воздух, — он не взлетит. Будет тащиться по земле в пыли или подлетать на какое-то время благодаря пинку, но всякий раз опускаться обратно.

Если газ, наполняющий шар, легче воздуха — открыта дорога в небо. Порой на немыслимую высоту, расширяющую горизонт, к ветрам, несущим быстро-быстро.

Я называю это внутренней свободой. Когда удается освободить внутри себя место от «обычного воздуха» — от лишних своих сожалений, претензий, ожиданий — тот самый «газ, который легче воздуха» тут же поднимает изнутри. Потому что источник его внутри меня. И в открывшемся просторе легче дышать, видеть, слышать, думать, выбирать, Жить.

Одиссея — масштабное произведение, и ни в какую лекцию его смысл и идеи не вместятся. Что-то я понял, готовясь к лекции, что-то начинаю понимать после нее, а что-то осознал прямо на ней. Вот об этом последнем и речь, точнее, о символике сирен. У меня было о них определенное представление. И те иллюстрации, которые я нашел, на первый взгляд его подтверждали. И, как я теперь понимаю, это была ошибка. На тему Одиссеи написано множество картин, но надо понимать, что картина — это своего рода комментарий, толкование художником вдохновляющего его символа. И этот комментарий отражает не только глубинный и универсальный смысл мифа, но и самого (а может, прежде всего, самого) художника с его личным опытом.

У нас дома проводное радио. Со старых добрых времен. Слушала вчера концерт в честь Дня России — по заявкам народа — старые русские и советские песни. Вспоминала свою любимую деревню, где прошло все мое детство, маленький городок, где сейчас родители, старых школьных друзей...

Можно ли воспитать любовь к Родине? Наверно, можно. Но я думаю, что любовь эта вырастает сама, потихоньку. Когда узнаешь все лучше и лучше то, что потом полюбишь, когда живешь с открытыми глазами и сердцем, видишь всю красоту и все недостатки того, что любишь. У каждого человека это происходит по-своему.

Времена меняются, появляются и стираются границы, придуманные людьми для своих стран, но дом — это всегда дом. Сейчас открыто для нас множество путей и возможностей. Но где бы ни проходили наши пути, куда бы ни заносил нас дух путешествий, я люблю возвращаться домой.

Может быть, наивно верить в то, что я неспроста родилась в этой стране, а не где-то еще. Но я верю. И где бы ни жили сейчас частички моего сердца, одна из них навеки принадлежит родным местам.

Лето. Больше ходить пешком, а по возможности — босиком. Готовить домашний лимонад и домашнее мороженое. Обязательно выбраться на пикник. Побыть в одиночестве. Завести «Дневник наблюдения за природой». Провести вечер у костра. Прочитать все, что не было прочитано за год. Много фотографировать, разобраться наконец-таки с настройками нового фотоаппарата.

Не пропустить земляничный дождь. И грибной. Чаще отключать гаджеты. Смотреть на звезды. Открывать для себя новые, уютные кофейни в городе. Брать напрокат не только велосипед, но и самокат. Выращивать мяту и базилик на подоконнике. Сходить с папой за грибами. Слышать запах земли после дождя. Провести авторскую экскурсию для друзей по центру города. Сплести гобелен из трав. Внезапно менять маршруты, бродить по незнакомым дворикам. Смотреть кино под открытым небом. Писать бумажные письма. Во время дождя оставаться дома, пить какао или горячий шоколад.