Интересный момент заметил. С одной стороны, очень многие сейчас ориентированы на результат, на достижение цели, а с другой, для обучения гораздо важнее сам процесс, цель же вторична. Более того, не так страшно, если она и вовсе не будет достигнута.

Это явно видно, например, на занятиях математикой. В принципе, есть определенная вероятность, что ученик сразу угадает результат или правильное действие, и потом, ещё минут 10-20 попотев над задачей, и решив её, будет мне торжествующе и немного обиженно заявлять, что он сразу сказал правильно.

Но это лишь вероятность, а мне нужна необходимость, которая рождается из его понимания сути задачи, опыта поиска решения, опыта решения. Ученик должен пройти путь, в каком-то смысле, проложить путь внутри самого себя, а по сути, научиться владеть своим умом.

То же самое и в философии. Мы считаем, что получение неких «знаний» — это главная цель, способ же их получения не важен. Поэтому, как правило, всё сводится к вере прочитанному или услышанному, что является самым легким способом.

Либо мы пытаемся оценить философа или даже философское направление или школу по неким «результатам» — что открыл, что придумал, что внёс в «мировую копилку знаний». Проблема в том, что при таком подходе теряется сама суть пути, как внутренних усилий и перемен, внутреннего преображения. А раз нет пути, мы остаёмся качественно прежними.

Весной, после долгой холодной зимы, тает снег, и на отдохнувшей земле полей появляются свежие зеленые ростки. Когда я была ребенком, папа рассказал мне о причине этого чуда.

Осенью сеют озимые. Они спят в земле до весны, чтобы вырасти летом и дать к следующей осени урожай и новые зерна для посева.

Сегодня, в День осеннего равноденствия, мы посеяли свои озимые. Посадили зерна пшеницы в землю, а идеи и мечты на следующий год — в свою душу.

Чтобы вырастить урожай, нужен труд. Нужно будет сберечь зерна от замерзания, ухаживать за ними, помочь им взойти ростками. Заморозки, засуха, вредители — мало ли что... Многое зависит и от того, какие зерна мы выбрали для посева.

Я очень люблю наблюдать за началом и развитием этой новой жизни и заботиться о ней. И чувствовать ответственность за то, что я сама посеяла.

Зерна начали свой осенне-зимний путь. Начинаем и мы, а вместе с нами — наши идеи и мечты.

Увидим, что взойдет весной!

Иногда я вспоминаю свою прошлую жизнь... :) Нет, это не имеет никакого отношения к перевоплощениям! Я имею в виду те события, которые происходили со мной много, очень много лет назад.

Вспоминая, я порой сомневаюсь: Это — было? Уж больно похоже на сказку или фильм. Но Это — было. Жизнь подарила мне много удивительных событий и не менее удивительных людей.

Некоторых из них нет со мной рядом сейчас. Мы потерялись во времени и пространстве. Я очень часто их вспоминаю, разыскиваю в сети в слабой, но неиссякающей надежде когда-нибудь найти. Но Интернет — коварная вещь. Можно изменить не только имя, но и лицо ... и ты не знаешь, как выглядят сейчас те, с кем много лет назад переживал невероятные приключения и какую-то не поддающуюся описаниям душевную общность.

Я думаю (мне хочется в это верить), что те самые черты, роднившие нас когда-то (нет, не увлечения, а странные и тонкие движения души, понятные без слов), в них живы так же, как во мне. И, стоит нам встретиться, мы опять внутренне будем вместе.

А сегодня со мной произошло чудо. Моя старая подруга нашла меня в сети! Снова протянулась между нами нить, и я хочу, чтобы она была прочной.

Тем временем мы продолжаем подготовку к очередному фестивалю «Ночь философии». В рамках одного из занятий в качестве примера будет рассматриваться известная притча о козах и пастухе. Как показал опыт, размышления над этой притчей могут пойти далеко за рамки занятия и кажутся интересными для всех.

Итак, вот сама притча, если вы не читали ее раньше.

Проводил на днях занятие по «Дао дэ цзин». Пришли несколько мыслей на тему второй главы: «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное…».

Как я понимаю, эту идею можно распространить на все грани нашей жизни: приятное и неприятное, радостное и грустное и т.д. Наш мир двойственен, и в этом «Дао дэ цзин» полностью согласен с Платоном. Однако как следует из текста, речь идёт не о свойствах вещей или явлений, а об именах, т.е. о понятиях, стало быть, о нашем уме, в котором и рождаются эти суждения. Не формируя подобные суждения, мы избегаем встречи с безобразным, неприятным и т.п., приходя к внутреннему спокойствию. Возможно, с этой целью отказывались от суждений скептики.

Дао — это поток, в котором противоположности переходят одна в другую: «...бытие и небытие порождают друг друга...» (в этом и есть движение). Моё недовольство отдельной противоположностью — сопротивление потоку, и оно приводит к боли. Что важно — недовольство у меня «в голове». Там я принимаю или не принимаю что-либо. Не случайно, наверное, слово «приятный» имеет корень «приять», т.е. принять. Другими словами, только от меня зависит причина страданий.

Естественно, такое принятие не означает бездействия. Принцип «у-вэй» (недеяние) не отменяет активного действия, даже такого, которое мы можем назвать борьбой.

Это лето подарило мне встречу с удивительным Человеком.

Имя его знакомо многим, мы можем увидеть его фотографии и даже услышать его голос, но... знаем ли мы его на самом деле?

Судите сами.

Это человек, который прожил долгую жизнь, много страдал, многое повидал, стал знаменитым, одни его уважали, другие недолюбливали, третьи критиковали, четвёртые пытались подражать, пятые боялись, шестые боготворили, а сам он оставался вечно собой недоволен.

Стою перед одной из картин в Мадридском музее Prado и думаю: Как, Боже мой, ну как художник сделал это? Как добился того, что люди с картины в душу мне глядят, и я знаю, о чем они думают, что чувствуют и что собираются делать дальше?

Есть такие произведения искусства, которые понимаешь без слов. Они отзываются где-то в глубине, не уходят долго из внутреннего взора, мыслей и чувств. Как будто вложилось внутрь души, выгравировалось в ней что-то очень важное и с этих пор жизненно необходимое.

Такое сделала со мной эта картина, заслуживающая отдельного рассказа. Старинная картина...

Глядя на многие произведения Современного искусства, думаю порой: что же будет дальше? Что еще принесет нам стремление человека выразить себя или свое локальное видение мира? Что принесут людям попытки понять эти выражения?

Три билборда на границе Эббинга Миссури.

У этого фильма странное длинное название, которое обычно бывает у авторского кино. И оно действительно авторское. Поднята острая социальная тема. Мать потеряла дочь, которую сначала изнасиловали, а потом убили. И никто не знает, кто это сделал, а полиция бездействует. И тогда, убитая горем мать, решается на отчаянный шаг: написать на трёх огромных билбордах, которые стоят на въезде в город, вопрос полиции и лично шерифу, почему никто ничего не делает. Написать большими буквами, чтобы видели все издалека.

У каждого человека в душе спит капля Вечности. Только не все об этом знают. Чтобы почувствовать Вечность, необходимо смотреть вверх — в прямом и переносном смысле, а мы часто ходим с глазами в землю, максимум на уровне собственного роста.

Если разбудить в человеке каплю Вечности, для него сразу открывается новый горизонт. Появляется ощущение крыльев. Появляется чувство жизни беспредельной, которую хочется жить.

У меня есть один проверенный способ. Чтобы разбудить в себе каплю Вечности, нужно прикоснуться к ней вне себя. Стоять на берегу бескрайнего Океана. Наблюдать, как ветер медленно, но верно переносит пески Пустыни. Лежать бессонно под темным, не выцвеченном огнями города многозвездным небом. Замирать перед тысячелетними, созданными людьми, седыми храмами. Поднимать взгляд к вершинам древних гор и подниматься к ним.

А еще — смотреть, как растут дети. Как взрослые люди, преодолевая множество жизненных невзгод, преодолевают себя и продолжают расти. Помогать им в этом.

Для этого хочется быть вечным. И что-то внутри, в глубине души, говорит, что это — реальность.

Мы частенько завтракаем в одном кафе. Там звучит неизменный саундтрек, в котором, в частности, есть следующий «шедевр»:

Если ты меня не любишь, то я тоже нет.
Если ты меня забудешь, то и я в ответ.

Почти каждое утро я слышу это творение Егора Крида и много раз оно ввергало меня в размышления. Самые разные размышления: о сущности любви, о Кали Юге и ее проявлениях, о «Новом Средневековье» и его свойствах, о природе искусства и т. д. Порой само звучание этого произведения было настолько болезненным, что хотелось немедленно что-то сделать, что-то изменить в этом мире, чтобы подобное больше никогда не могло родиться.