Истинно, исполняются древние пророчества. Пришло время Шамбалы. В давних веках было предсказано, что перед временем Шамбалы произойдут многие поразительные события. Многие зверские войны опустошат страны. Разрушатся многие державы. Подземный огонь потрясет землю... Истинно, уже наступило время Шамбалы.
Н.К. Рерих. «Сердце Азии»

Тема борьбы добра и зла актуальна сегодня как никогда. Все чаще и чаще задается вопрос, который звучит уже как протест: неужели мир устроен так, что зло всегда побеждает или остается безнаказанным?
Наверное, поэтому так популярны в наши дни фильмы и книги о борьбе добра и зла. И о героях, которые спасают мир. (Причем на фоне ширпотреба иногда появляется то, что действительно вызывает резонанс, задевает, заставляет думать.) Спасители человечества предстают перед нами в образе великих, а иногда малых и незаметных героев, которые совершают свой подвиг — побеждая чудовищ и злодеев световыми мечами, защищая справедливые дела, уничтожая смертоносное кольцо и его хозяина, который грозит окутать тьмой весь мир, сражаясь с вампирами и нелюдями на ночных улицах и спасая их потенциальных жертв.


И рядом с ними всегда мы — обычные люди (как в рекламе порошка: есть «Тайд», а есть обычный порошок), которых спасают, защищают, оберегают, которые, ни о чем не догадываясь, живут, растят детей, занимаются любимым делом... Потому что всегда есть кто-то. Есть те, кто защитит, кто постоит за дело справедливости. Иногда, в красивых фантазиях, мы представляем себя на их месте. Наверное, поэтому мы любим «Властелина Колец», «Ночной Дозор», «Звездные войны». Наверное, поэтому молодежь играет в джедаев, эльфов, в белых и черных магов и размахивает бутафорскими мечами...
Хочется, хочется человеку верить, что есть у него защитники, есть милосердный Бог, милосердная Судьба, наконец. Хочется, чтобы в мире царили справедливость и добро и не было ни войн, ни жестокости, чтобы сами мы были прекраснее и мудрее.
Но герои фильмов и красивые мечты живут лишь в нашем воображении. Впрочем...


Ночной Дозор и Братство Кольца существуют на самом деле?
На вершинах Сиккима, в гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал: «Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священного места. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там».
«Сердце Азии»

В определенные моменты человеческой истории, в периоды серьезных кризисов, переходов от одного типа цивилизации к другому члены оккультной Иерархии, Учителя и даже более возвышенные Сущности являются миру; обычно, хотя и воплощенные, они пребывают в уединенных и изолированных местах, вдали от буйства человеческой жизни, с целью выполнять полезную работу, которую было бы невозможно выполнить в переполненных местах обитания людей.
А. Безант. «Адепты»

Эти Мудрецы и Пророки — те, кого китайский философ Конфуций назвал «Высшими Людьми», сверхчеловеческими людьми; те, кого греческий философ Платон назвал «Богоподобными Людьми»; те, кого мы в наш прагматический европейский век, вероятно, назвали бы «высокоразвитыми людьми» или «сверхчеловеками».
История хранит многих из них: Будда, Шанкарачарья, Кришна, Иисус, названный Христом, Пифагор, Эмпедокл, Платон, Аполлоний Тианский, Лао-цзы, Конфуций, Зороастр, а также многие другие личности, от которых к настоящему моменту едва осталось имя, такие как Кецалькоатль из Мексики и Манко Капак из Перу.
Они состоят в ассоциации, группе или обществе. Они прожили много веков, каждое их поколение передавало следующему мудрость и знания, накопленные за незапамятно долгое время.
Эта цепь преемственности Учителей является тем, о чем часто говорилось в греческой исторической традиции как о «герметической цепи», или «золотой цепи», которая, как считали греческие философы-мистики, протягивается от Отца Зевса через духовных, а затем благородных людей к обычному человеку.
Г. Пурукер. «Махатмы и подлинный оккультизм»

В конце XIX века основательница Теософского общества Елена Петровна Блаватская впервые возвестила Западу о Братстве Учителей и Адептов; о «Стене Охранителей», возведенной их руками и силами и защищающей человечество «с тех пор, как человек стал человеком, ограждая его от дальнейших и еще более тяжких скорбей»; о существовании людей, которые обладают сверхъестественными силами и возвышенной нравственностью и которые на протяжении человеческой истории являлись учителями и навигаторами человечества. Они приносили в мир религии и философские учения, они инициировали великие открытия и вдохновляли мастеров на создание шедевров, они вселяли в сердца людей стремление к идеалам Братства, к прогрессу, к благородным идеям и начинаниям.
Путешественники, исследователи и просто любители тайн устремились на Восток в поисках загадочной Шамбалы — рая на земле, места, недоступного для всякого зла, где обитают возвышенные души. К сожалению, для большинства теософов и оккультистов Учителя стали либо очередным объектом слепого поклонения, либо средством достижения собственных целей — духовного развития, получения парапсихологических способностей и даже своего рода «оракулами», подсказывающими, как лучше вести бизнес... Фактически уникальная попытка Учителей рассказать о своем существовании, показать людям идеалы мирового Братства, приоткрыть некоторые тайны природы и истины, которые позволили бы ускорить эволюцию человечества, преодолеть догматизм и разобщенность, закончилась неудачей. Учителя снова были вынуждены «скрыться» от любопытных глаз. И сейчас, по прошествии более ста лет, упоминание о Них вызывает наивно-экзальтированную реакцию у одних людей и скепсис — у других.


Если они существуют, почему мы ничего о них не знаем?
Во время странствия в Гималаях однажды еще до зари майор из лагеря вышел на соседний утес. Он наблюдал величественную гряду снеговых великанов... Велико было изумление майора, когда на противоположном утесе он явственно усмотрел очертание высокого человека с длинными волосами, почти нагого. Опершись на высокий лук, незнакомец наблюдал что-то по ту сторону скалы. Затем молчаливый страж точно заметил что-то. Мощными прыжками он бросился вниз по почти отвесному склону. В полном удивлении майор вернулся в лагерь и спросил местных слуг об этом странном явлении. Но к его еще большему удивлению, его вопрос был принят совершенно спокойно. Почтительно было отвечено ему: «Саиб видел снежного человека, который охраняет заповедную страну».
Мы спросили ламу об этом рассказе о снежных людях, и опять ответ пришел удивительно спокойный и утвердительный. «Очень редко можно увидеть этих снежных людей. Они преданные хранители некоторых гималайских областей. Там скрыты священные ашрамы Махатм. Раньше даже в Сиккиме находилось несколько подобных ашрамов».
«О, — добавил он, — эти мудрые Махатмы, они в вечных трудах направляют нашу жизнь. Они управляют внутренними силами и в то же время, как совершенно обычные люди, они появляются в разных местах и здесь, и за океанами, и по всей Азии».
«Сердце Азии»

Легендами и историями о великих Мудрецах полны страницы древних книг, особенно на Востоке. Индус, как сто или тысячу лет назад, так и сегодня, существование Махатм воспринимает как нечто вполне естественное; к этому имени, означающему в переводе с санскрита «Великая Душа», относятся с величайшим почтением. Ни малейшего удивления или непонимания не вызывает у индуса и факт существования Братства Мудрецов, называемого космической Иерархией.
С европейцами все иначе...
Во-первых, нам, с нашей любовью к демократии и индивидуализмом, довольно трудно принять, что существует кто-то, кто управляет нашей жизнью (хотя, если задуматься, именно это постоянно и происходит). Как правило, мы легко принимаем принцип иерархии, когда речь идет об устройстве организации или управлении государством; на Востоке же как нечто естественное воспринимается идея иерархического устройства Космоса и существование иерархии живых существ, не только в биологическом смысле (наподобие классификации животных и растений по отрядам, родам и видам), но и с точки зрения духовности и развития сознания. Для этой космической иерархии считается закономерным, что обладающие большей духовностью, мудростью, если угодно, опытом и стоящие в этом смысле «выше» на иерархической лестнице помогают, направляют, подсказывают стоящим «ниже», то есть не имеющим подобного опыта и мудрости. (Помогают, но ни в коем случае не управляют и не подчиняют! В этом смысле мировая Иерархия не имеет ничего общего с устройством государства или фирмы.) Е.И. Рерих пишет, что как раз эту идею почему-то с большим трудом воспринимает западный человек, она вызывает в нем протест, хотя, как это ни парадоксально, тот же западный человек подчас легко мирится с деспотической системой правления и покорно подчиняется мнению ничтожных личностей. Но что ж... видимо, наша судьба — состоять из парадоксов...
Во-вторых, у современного человека возникают вполне резонные вопросы: почему мы не видим Учителей? Почему, если они столь благородны и обладают колоссальными силами, свидетельства о них хранят только мифы и легенды?

Из некоторых ваших вопросов мы сперва, если вы не возражаете, разберем вопрос относительно предполагаемой неудачи «Братства» «оставить какой-либо след в истории мира». Они должны были бы суметь, считаете вы, при их исключительных преимуществах, «собрать в свои школы значительную часть наиболее просвещенных умов каждой расы». А откуда вам известно, что они не оставили подобный след? Знаете ли вы об их усилиях, успехах и неудачах? Где же ваша скамья подсудимых, чтобы обвинять их? Каким образом мог ваш мир собрать доказательства о делах людей, которые неизменно держали закрытыми все возможные входные двери, через которые любопытствующие могли бы следить за ними? Первейшим условием их успеха было исключить любой надзор или вмешательство извне. Они знают свершенное ими; а все, что могли воспринять люди не их круга, — это результаты, причины которых были скрыты от глаз. Чтобы как-то объяснить эти результаты, люди в разные эпохи изобретали теории о вмешательстве «Богов», особом Провидении, судьбе, благотворном или враждебном влиянии звезд.
Не бывало такого времени на протяжении так называемого исторического периода или до него, когда бы наши предшественники не формировали события и не «делали историю», факты которой впоследствии неизменно искажались историками, чтобы привести их в соответствие с современными предрассудками, вполне ли вы уверены в том, что зримые героические личности в этих последовательных драмах не были зачастую лишь их марионетками?..
Бывали времена, когда в наших школах обучалась «значительная часть просвещенных умов». Такие времена знавали Индия, Персия, Египет, Греция и Рим. Но, как я уже отмечал, адепт есть редкий цветок своего века, и сравнительно мало их появляется в одном столетии.
«Чаша Востока»

Эта цитата — из старого письма, написанного одним из Махатм члену Теософского общества. Действительно, современному человеку трудно даже допустить существование того, чего он не видел собственными глазами. Впрочем, в «зеленых человечков», привидения и снежных людей мы верим с большой охотой.
В других своих письмах Учителя объясняют, что «не допускают мир к своему Знанию», потому что большинство людей еще не готово его принять, что «давать человеку больше знания, чем он может вместить, — опасный эксперимент»: не единожды в истории неправильное использование и искажение этого сокровенного Знания и злоупотребление оккультными способностями приводило к войнам и разным бедам.
К тому же члены Братства никогда не работают ради славы и демонстрации собственного могущества, но, напротив, вынуждены держать сам орден и личности братьев в тени, — возможно, теперь даже больше, чем когда-либо, потому что еще в 20-е годы прошлого века Е.И. Рерих с глубоким сожалением писала о том, как искажаются и обрастают мистификациями великие образы этих людей.
Да, западному человеку сложно поверить в то, что он не может увидеть, пощупать или испытать на собственном опыте. «Этого нет, значит, этого не может быть никогда». И все же существуют некоторые логические доказательства существования Учителей человечества, которые приводят известные теософы.

Возражающий никогда не видел Адепта. Это равно относится к обоснованию существования и Наполеона, и любого другого персонажа, которого кто-то не видел, причем с еще большей силой. Поскольку существовал только один Наполеон, в то время как Адептов было и есть множество. Все древние рассказывают истории об Адептах; индусы наших дней делают то же самое; многие средневековые писатели и предания того же периода говорят о них как о принятых фактах; предания всех стран, не столь молодых, как эта, предоставляют сходные свидетельства; китайцы, тибетцы, бирманцы и другие восточные народы рассказывают о таких личностях, в то время как китайская, буддийская и индийская литература изобилуют свидетельствами. Следовательно, в поддержку доктрины существует масса человеческих свидетельств более обширных, нежели те, что объявляют о том, что некогда Бонапарт властвовал Европой.
У. Джадж. «Адепты»

Могу только добавить к высказыванию уважаемого теософа, что никто никогда также не видел электрон — самые чувствительные приборы способны регистрировать лишь признаки его присутствия, однако почти вся современная физика базируется на предположении, что он существует.
Но это, скажем, доказательство «от противного». Более интересным и разумным представляется доказательство, построенное на идее эволюции. Действительно, если мы принимаем факт эволюции растительного и животного мира, Вселенной, минералов, звезд, интеллекта, то почему не предположить, что человечество также проходит духовную и культурную эволюцию, что шаг за шагом тысячелетиями оно поднимается на все более высокие уровни знания, духовности и культуры? Почему не предположить, что внутри этой эволюции, как и любой другой, есть существа, которые движутся быстрее остальных? Мы же не видим ничего невероятного в существовании Эйнштейна или Моцарта. Почему тогда не могут существовать гении духовности? И еще более естественным будет предположение, что эти гении духовности, «старшие» в человеческой семье, берут на себя заботу и воспитание «младших».


Почему же они не уничтожат зло?
В старых писаниях находятся указания о новой сужденной эре, о великих аватарах, приходящих для спасения человечества. О священном городе Калапа и о попытках Архатов поднять спящий человеческий дух один раз в каждом столетии. Мы видим в учении великих Махатм те же указания, которые мы узнаем в писаниях и преданиях о Шамбале. В санскрите, индустани, на китайском, на турецком, на калмыцком, монгольском и тибетском языках и в множестве мелких азиатских наречий выражены те же идеи, те же мысли относительно будущего.
«Сердце Азии»

Но почему же тогда, если в нашей человеческой семье есть талантливые, добрые и всесильные братья, почему они не предотвращают войны и теракты? Почему не уничтожат болезни и страдания? Почему, если, по утверждению Е.И. Рерих, эти великие Владыки стоят в Несменном Дозоре, направляют вселенские процессы, поддерживают мировое равновесие, ведут гигантские космические битвы против зла (наверное, те «звездные войны», которые мы в состоянии представить, лишь жалкое их подобие), — почему они не сделали человека благородным, не превратили Землю в счастливый мир без страданий? Так хочется, чтобы кто-то великий, подобно доброму Богу, распростер над нами защитный покров, собрал, как в гнездо, всех нас, малых детей перед великой Тайной Вселенной...
Наверное, это один из самых трудных вопросов. И наверное, лучше всего на него ответил герой братьев Стругацких дон Румата, объясняя ученому Будаху, что бы он сделал для людей, обладай он божественным могуществом. Дал бы идти своей дорогой. Потому что в мире есть Судьба, потому что в мире действует непреложный закон Эволюции, согласно которому каждый должен сам пройти свой путь.

Циклы должны идти своими кругами. Периоды света и тьмы в умственной и нравственной сфере сменяют друг друга, как день сменяет ночь. Большие и малые юги (др.-инд.: великие астрономические циклы. — Е.К.) должны совершаться согласно установленному порядку вещей. И мы, увлекаемые этим мощным течением, можем лишь изменять и направлять некоторые из его меньших потоков. Обладай мы могуществом воображаемого Личного Бога и будь всемирные и непреложные законы лишь игрушками для забавы, тогда поистине мы могли бы создать условия, которые превратили бы эту землю в Аркадию для возвышенных душ. Но поскольку нам приходится иметь дело с непреложным законом и будучи сами его творением, мы вынуждены делать то, что в наших силах, и быть благодарными за это.
«Чаша Востока»

Разве способен кто-нибудь прожить за человека его судьбу? Разве сможет мать научить ребенка ходить, если будет все время носить его на руках или не позволит ему вставать с кровати? Нет, ему придется идти самому — спотыкаясь, падая, разбивая коленки, сначала держась за руку, потом проходя несколько шагов самостоятельно к протянутым навстречу любящим рукам... Почему наша жизнь должна быть построена иначе? Но если, по мировым законам, человечество невозможно защитить, накрыв его стеклянным колпаком, предохраняющим от любого горя, то можно защитить его по-другому — «научив ходить». Этот путь не застрахует нас от жизненных трудностей и бед, но научит справляться с ними, научит пробуждать собственные силы добра и любви, творческие способности. Не случайно Будда, Христос, древнеегипетская Книга мертвых, философы античности и Возрождения утверждали, что в человеке есть доброе сердце и великая божественная сила, которую надо только пробудить.
Несмотря на то что сами Учителя не раз называли человечество «великой Сиротой, единственной лишенной наследства на этой земле», все же есть те, кто о ней заботится и кто учит ее «ходить».

Временами они пробуждают людей, когда люди впадают в спячку, в духовную или интеллектуальную инертность и успокаиваются, ограничившись удовлетворением физических потребностей. Тогда они начинают обращаться к душам людей, вызывать в них то огненное пламя, которое бурлит и движется внутри нас и ведет нас к исполненным величия делам и к выдумыванию грандиозных вещей. Более того, они создают такие условия, чтобы человек проснулся и снова стал распознавать зов изнутри — зов внутреннего божества.
«Махатмы и подлинный оккультизм»

 



Дополнительно:

...Но что же вы все-таки посоветовали бы всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..
— Что ж, — сказал Будах, — извольте. Я сказал бы всемогущему: «Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».
...Румата покачал головой.
— Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими».
— Я бы попросил бога оградить слабых. «Вразуми жестоких правителей», сказал бы я.
— Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.
Будах перестал улыбаться.
— Накажи жестоких, — твердо сказал он, — чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
— Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.
— Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
— И это не пойдет людям на пользу, — вздохнул Румата, — ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
— Не давай им всего сразу! — горячо сказал Будах. — Давай понемногу, постепенно!
— Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.
— Да, я вижу, это не так просто, — сказал он. — Я как-то не думал раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, — он подался вперед, — есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках...
— Я мог бы сделать и это, — сказал он. — Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
— Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
— Сердце мое полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.

А.Н. и Б.Н. Стругацкие.
«Трудно быть богом»

You have no rights to post comments