Сегодня, на традиционной пробежке я в очередной раз задумался о своей любимой книге братьев Стругацких «Гадкие лебеди», а вернее, о ее концовке. Мир, который описан в повести — это некая альтернативная реальность настоящего, где попраны все человеческие ценности и все движется к полному упадку. Главный герой, Виктор Банев, получает возможность вырваться из хаоса и стать частью нового лучшего будущего, в которое отправляются лишь немногие достойные. Но уже на пороге, испытывая счастье от возможности иной новой жизни, последние его мысли, на которых заканчивается повесть — «все это прекрасно, но вот что, не забыть бы мне вернуться».

Зачем?! Казалось бы! Но есть причина. Ведь в том мире, который покидает герой, остается очень много других людей, которые лишены этого особого лучшего мира, по своей собственной вине, конечно, т.к. не готовы быть частью светлого и лучшего. И ради них Банев хочет вернуться, возможно, чтобы и у них был шанс, когда-нибудь стать частью того будущего.

Меня постоянно волнует этот сюжет, который, конечно, не является каким-то новым, впервые придуманным этими удивительными писателями-фантастами. Начиная, с самых древних времен во всех традициях и культурах в их преданиях и мифах мы встречаем сюжет о тех, кто возвращается из заслуженного лучшего мира, чтобы дать возможность и путь остальным.

Например, мы встречаем этот сюжет в индуистской традиции, а позже в ее преемнице буддийской, также и в Тибете. Учение о Боддхисатвах или Нирманакайя, великих Учителях, отказывающихся от Нирваны или Мокши, ради того, что дать путь остальному человечеству.

В Древней Греции, известен миф о Прометее, пожертвовавшем своей божественной жизнью, ради того, чтобы дать человечеству огонь разума. И в Средневековой европейской традиции, есть легенда о рыцарях небесного замка Камелота, ожидающих момента, когда человечество собьется с пути, чтобы спуститься и вновь восстановить справедливость.

Примеры можно продолжать бесконечно. И в древности, и в современности есть потребность в Избранном, который сможет восстановить законы и дать шанс человечеству не заблудиться.

И я задумался, что если на протяжении всей нашей истории во все времена и во всех традициях есть этот универсальный сюжет, может быть действительно все не случайно, и каждый из нас — часть одного большого замысла? И может, быть пока есть те, кто помнит, что нужно вернуться, надежда не забыть об этом для всех остается?.. Может быть…

Напоследок хочется вновь вернуться к Стругацким, а вернее к их герою Баневу. В одном из разговоров ему говорят: «…ты очень интересный человек, ведь ты во многом такой же, как и все, кто тебя окружают, но, в тебе есть что-то еще…» Похоже, именно «это что-то еще» помогает другим людям, это «что-то еще» дает людям надежду и веру в лучшее. Кстати, прототипом этого героя АБС был Владимир Высоцкой. И неспроста. Ведь он, имея такие же недостатки, как и у других обычных людей, благодаря своему творчеству до сих пор что-то такое поворачивает в наших душах, что мы хоть на какое-то время становимся немного лучше, свободнее, счастливее…

Я не могу не вспомнить песню еще одного нашего соотечественника, Бориса Борисовича Гребенщикова — «Сокол» — она о том же, мне кажется…

Если долго плакать возле мутных стекол,
Высоко в небе появится сокол.
Появится сокол высоко над тучей,
В это время важно не упустить случай,

Видимо, вот оно
пришло мое время,
А внизу медленно бредет мое племя

А мне лететь выше, а мне лететь в солнце
И все-таки вспомнить, что внизу оконце
С мутными стеклами, в которые бьются
Милые мои. Сгореть и вернуться.

You have no rights to post comments