В 90-х годах прошлого века нейробиолог Гордон Шоу и психолог Фрэнсис Раушер провели захватывающие исследования, посвященные влиянию классической музыки на интеллект и способность к обучению. Изучая так называемый «эффект Моцарта», доктор Раушер пришла к следующим выводам:

1. Музыка универсальна. Исследования дали одинаковые положительные результаты в самых разных странах.

2. Музыкальные способности появляются в младенчестве. Дети начинают петь очень рано, часто раньше, чем говорить.

3. Обучение детей музыке тренирует мозг, систему восприятия и когнитивную систему.

4. Если дети обучаются музыке, они лучше понимают то, что читают. Психолог наблюдала учеников, занимавшихся по музыкальной программе венгерского педагога Золтана Кодая. В ходе тестирования выяснилось, что способность понимать тексты у них выросла.

5. Влияние музыки на интеллект будет сильнее и дольше, если ребенок обучается музыке. Случайное прослушивание не имеет такого эффекта. Однако участвовавшие в исследовании доктора Раушер студенты набрали на 8-9 баллов выше в тесте на пространственное мышление, после того как прослушали «Сонату для двух фортепиано, ре мажор» (К. 448).

6. В самом известном исследовании Раушер приняли участие 34 дошкольника, которых обучали игре на фортепиано в течение шести месяцев. Через полгода дети могли сыграть несколько основных мелодий Моцарта и Бетховена. В тестах на пространственное мышление их результаты выросли на 36%.

7. Последнее исследование широко освещали СМИ. Вскоре после этого музыкальные магазины начали продавать компакт-диски с музыкой Моцарта, родители стали записывать своих детей на занятия по фортепиано, и многие школы и педагоги включили Моцарта в программу занятий. Врачи и ученые назвали этот феномен «эффектом Моцарта». Затем вышла популярная книга Дона Кэмпбелла под названием «Эффект Моцарта: использование силы музыки для исцеления тела, укрепления ума и раскрытия творческого потенциала».

В своей книге Кэмпбелл описывает несколько исследований о влиянии музыки на младенца в утробе матери. Рок-музыка заставляет его сильно пинаться и даже совершать яростные движения. А вот Моцарт и Вивальди ребенку нравятся, особенно скрипичные концерты Моцарта. Кстати, в Японии эмбриональное образование не является чем-то новым: в стране восходящего солнца считается, что обучение детей необходимо начинать на очень ранних сроках беременности.

Если музыка действительно может исцелять тело, как утверждает Дон Кэмпбелл, или укреплять разум, как заявляет доктор Раушер, то как насчет характера, добродетелей и высших чувств? Может ли музыка сделать нас нравственными? Может ли помочь сформировать сильный характер на основе ценностей, упоминаемых Платоном в «Государстве»?

Для греческого философа мерилом величия музыки является ее способность пробуждать добродетель. Согласно Платону, обучение музыке неразрывно связано с формированием характера и не должно рассматриваться как нечто отдельное. Классическое греческое образование и воспитание были основаны на предпосылке, что внешний и внутренний человек может достичь такого уровня добродетели, «areté», когда благородство, честь и дисциплина преобладают над излишними и мимолетными мыслями, эмоциями и действиями.

Музыка (это греческое слово означало и музыку, и поэзию) была основополагающей для греческого образования не только благодаря своей утилитарной функции, то есть чтению, письму и запоминанию эпических поэм, но и благодаря своему глубокому воздействию на человеческую душу. Решающая роль музыки и поэзии заключается в том, что ритм и гармония проникают глубоко в душу и закрепляются в ней. В результате тело и ум обретают изящество, которое можно обнаружить только в человеке правильного воспитания.

Если бы Платон был жив сегодня, он скорее всего заинтересовался бы исследованиями доктора Раушер в области музыки и интеллекта. И наверное, отметил бы, что способность музыки улучшать результаты тестов на пространственное мышление не самое главное. Гораздо важнее то, что она может взращивать в человеке благородство и изящество характера, пробуждать вечные идеалы Добра, Красоты и Справедливости.

Перевел Евгений Андреев

Оригинал статьи: https://theacropolitan.in/magazine/the-mozart-effect/

You have no rights to post comments