Наверняка многие из вас слышали сонату Бетховена для фортепиано № 17 ре минор op. 31 № 2 , особенно ее последнюю часть Allegretto.

На днях с удивлением для себя узнал, что когда Антон Шиндлер (скрипач, дирижер, секретарь Бетховена) поинтересовался у композитора об образном содержании оратории, то маэстро ответил очень просто: «Прочтите «Бурю» Шекспира»… Известно, что написано это произведение было в пору страшного отчаяния композитора, когда он буквально был на краю гибели. Рухнули последние надежды на выздоровление (глухота). Невозможность жениться на любимой… Но как напишет Ромен Ролан: «слишком могучая это была натура, чтобы сдаться и пасть под бременем испытаний».

Читаем в письме Бетховена своему другу Францу Вегелеру: «Мои физические силы растут и прибывают больше, чем когда-либо, вместе с силой духовной... Да, юность моя только еще начинается, я чувствую это. Каждый день приближает меня к цели, я вижу ее, хотя и не могу определить... О! если бы я освободился от моего недуга, я бы обнял весь мир!.. Не надо мне отдыха! И я не знаю иного отдыха, кроме сна; как печально, что я вынужден отдавать ему больше времени, чем прежде. Если бы мне хоть наполовину избавиться от моего недуга, тогда... Нет, я бы не перенес этого. Судьбу должно хватать за горло. Ей не удастся согнуть меня. О! как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!»

Но вернемся к Шекспиру. Неделю назад мы с друзьями провели литературный дайвинг по «Буре». Это итоговое произведение Шекспира и, похоже, — главное. Несколько ночей поисков, размышлений, споров и откровений в процессе подготовки. Эта пьеса-сказка — настоящие мистерии, метаморфозы. «Буря» — это апокалипсис, катарсис души человеческой, когда снимаются маски, и все ее внутренние миры и перипетии предстают в подлинном свете. А еще… много-много надежды на лучшего себя и на лучший мир.
 
Вот так, подобно призракам без плоти,
Когда-нибудь растают, словно дым,
И тучами увенчанные горы,
И горделивые дворцы и храмы,
И даже весь — о да, весь шар земной.
И как от этих бестелесных масок,
От них не сохранится и следа.
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
 
Отрывок из монолога Просперо. В. Шекспир. «Буря»

«Что такое Апокалипсис?.. Мы живем в очень тяжелое время … тем не менее … мы не можем точно определить, когда настанет то, о чем пишет Иоанн. Это может случиться завтра, это может случиться через тысячелетие… Апокалипсис — образ человеческой души с ее ответственностью и обязанностями… Неверно было бы думать, что Апокалипсис несет в себе только концепцию наказания. Может быть, главное, что он несет, — это надежда… Что я должен делать, если прочел Откровение? Совершенно ясно, что я уже не могу быть прежним не просто потому, что изменился, а потому что мне было сказано: зная то, что я узнал, я обязан измениться». (А. Тарковский. Слово об Апокалипсисе // Искусство кино. 1989. № 2.)

 Кадры из фильма «Сталкер»

Друзья, прочтите «Бурю»! И быть может, мы не только лучше поймем и прочувствуем сонату №17, но и самих себя. А понять, по-моему, — значит узнать свои ценности и все то, над чем не властно время и вновь захотеть хотя бы что-то изменить к лучшему. Это ведь очень весеннее…

Л. Бетховен. «Буря». Соната № 17 , ч. 3 ( Allegretto ). – L . Beethoven .
Sonata No 17 .

You have no rights to post comments