Обратив взгляд вглубь времён, внимательный исследователь увидит величественные колонны, поддерживающие здание Истории. Это люди, чьи дела и судьбы стали славой и гордостью человечества. Неважно, разделяют нас десятилетия, столетия или даже тысячелетия, нам важно обращаться к великим личностям прошлого, ведь они — пример и для нас и для будущих поколений.

Размывание моральных ценностей — этого нельзя отрицать — одна из печальных черт современности. Поэтому наше время иногда называют Новым Средневековьем[1].

Среди всеобщего смятения и растерянности мы тоскуем по примерам другого образа жизни, одна мысль о которых — словно глоток живой воды для души, дающий силы и надежду.

Когда красота, щедрость и мудрость объединяются в одном человеке, появляются такие личности как Гипатия, для которой Судьба избрала тот самый другой образ жизни. Ей предназначено было хранить традицию и передавать великое знание людям, и свет её был настолько ярок, что судьбе пришлось облачиться во всё черное, чтобы погасить его. Гипатия была последней звездой, сиявшей в Александрии. 

Исторический контекст: неоплатонизм в Александрии

Александрия 3 века н.э. — один из величайших центров культуры античного мира, город, который Александр Македонский назвал «Золотой брошью», скрепляющей Восток и Запад. Именно здесь появляется загадочный человек по имени Аммоний Саккас. Он работает простым грузчиком в порту Александрии, но за высоконравственное поведение и выдающиеся качества его называют теодидактом, или «Богом наученным». Само имя Аммоний означает «избранный Амоном»[2]. Его учение объединяло в себе различные течения греческой философии, а в основе лежит философия Платона.

 Александрия. Реконструкция

Аммоний Саккас учил, что книги Тота (Гермеса Трисмегиста) содержат в себе всю древнюю мудрость, из которой почерпнули большую часть своих знаний и философских учений и Пифагор, и Платон. Он также говорит, что учение Тота схожи с учениями мудрецов древнего Востока.

Обладая мудростью и прекрасной интуицией, Аммоний понимает необходимость создания школы филалетов, любителей истины. Ему помогает в этом Плотин, который, услышав о необычном философе, живущем в Александрии, отправляется искать его, а встретившись с Аммонием, сразу узнаёт в нем своего учителя.

Вместе они провозглашают идеал теософии, который заключается в стремлении к братству всех людей, объединяя религии, народы и философские учения.

По решению Аммония был выбран астрологически благоприятный день, когда Плотин поднялся на возвышение в большом зале древней библиотеки. По правую руку от него стоял великий Аммоний Саккас, по левую — Ориген и Герений. В своей речи перед последователями Аммония, философами и учениками Мусейона Плотин впервые объявляет об открытии новой школы и называет её Неоплатонической.

В книге об Аммонии Саккасе Жозефина Майнаде так передает речь Плотина: «Друзья: те из вас, кто понимает законы движения звёзд, знает, что мы стоим у истоков эры под знаком Рыб. Мы в ответе перед историей за то, чтобы в этот важный момент возродить интеллектуальную жизнь в Александрии.

(...) Мы считаем Платона самым совершенным философом в истории, собравшим все достижения школ прошлого, а его исполненные глубокой мудрости диалоги — ковчегом, способным передать знания через переходный период истории (...) Волею Неба и всех собравшихся, мы называем эту новую школу в честь Платона. (...) Давайте дадим слово, что мы никогда не будем относиться к этому наследию как к догме, что здесь найдут понимание и тёплый приём представители и последователи любой философии и религии, любого происхождения и традиции, потому что ничто так не объединяет, как высокий идеал Культуры, которому мы все следуем. (...) Так давайте широко распахнём двери этой библиотеки, имеющей столь благородные традиции, чтобы другие невидимые двери открылись для истинных искателей-идеалистов, и таким образом, в союзе с божественной природой, исполним нашу миссию в зарождающейся новой мировой эпохе».

Плотин закончил свою речь словами, которые объясняли особенность новой школы:

«В Академии Платона они всегда звучали над его могилой, находящейся в садах, где он учил: Два великих существа, Асклепий и Платон, происходят от Аполлона. Один исцеляет тело, другой — душу…»

Неоплатоническая школа и библиотека широко раскрывают свои двери для всех стремящихся к мудрости. С этого момента Плотин, Герений и Ориген становятся тремя самыми близкими учениками Аммония, готовыми передавать людям знание небесных законов.

Но они были, конечно, не единственными; новая эклектическая философия быстро распространялась и зажигала сердца тех, кто искал мудрость и истину. Среди многих следует отметить Плутарха, возглавлявшего неоплатоническую школу в Афинах; учеников Плотина Порфирия (который стал его биографом) и Ямвлиха и, конечно же, великую последовательницу этой философской традиции Гипатию, последнего александрийского учёного и математика.

Неоплатоническая школа была эклектической: здесь преподавались самые различные учения Востока и Запада. В Александрию в поиске знаний стекались мыслители и учёные со всего света. В знаменитой библиотеке, хранившей около 700 000 рукописей, они могли прикоснуться к величайшим сокровищам знаний, которые открывали новые пути интеллектуального развития и духовного роста.

 

Мусейон в Александрии. Реконструкция

Такая возвышенная культурная, спокойная и верная идеалам братства жизнь ярко сияла, пока тьма не поглотила античную цивилизацию. Тучи сгустились из-за части христианских мыслителей, которые отрицали любую светскую культуру, отождествляя её с язычеством, против которого боролись.

337 год ознаменовался кризисом власти в Римской империи. Хотя христиане и составляли в ней меньшинство, но уже имели влияние. Церковь стала государством в государстве благодаря своей чёткой организации и иерархии. После смерти императора Константина империя была разделена между тремя его сыновьями (Константином II, Констанцием и Константом) и двумя племянниками. Зависть и амбиции наследников привели к тому, что в живых остался только Юлиан, который тогда был ещё совсем ребёнком.

Юлиан учился на произведениях Гомера и Платона и поэтому тяготел скорее к античной религии, нежели к христианской. В возрасте двадцати четырех лет он отправился защищать Галлию, и по возвращении галльские войска провозгласили его императором. Во время его правления восстанавливаются языческие храмы, а христиане и последователи митраизма[3] имеют равные права. Однако после смерти Юлиана все сменившие его императоры были сторонниками христианства.

В то время невежество нередко провозглашалось добродетелью — около 390 года по приказу епископа Феофила была разрушена часть Александрийской библиотеки. А с принятием христианства в качестве государственной религии преследования только усилились.

Так закончилась греческая философия в Александрии и погибла наука, к развитию которой Птолемеи приложили столько усилий. Библиотека Серапеума, в которой хранились спасённые из основной библиотеки манускрипты, была разграблена. Не позволялась никакая свобода мысли, авторитет церкви считался непререкаемым. В 529 году Юстиниан запретил преподавание философии и приказал закрыть все школы в городе, конфисковав всё имущество платоновской школы.

Несмотря на усилия императора Юлиана (331 — 363 гг.) возродить античную религию и философию в Риме, последним великим её представителем был афинский философ Прокл (411 — 485 гг.) Он окончательно свел воедино все учения неоплатонизма, которые в таком виде в средние века были включены и в христианство, и в ислам. В своих работах Прокл связал учения Платона и Аристотеля, и это стало одной из предпосылок к возникновению средневекового мистицизма.

Гипатия: миссия передавать знания и хранить философскую традицию

В окружении императора Феодосия было много ортодоксальных христиан, уже тогда обладавших богатством и властью. Они умело воздействовали на решения как его самого, так и его окружения и сумели добиться приказа о разрушении языческих храмов по всей Римской империи и провозглашении христианства единственной государственной религией.

Полагая, что так он помогает победе христианства, император ни перед чем не останавливался. В числе его безумных, варварских решений было упразднение и роспуск александрийских кафедр — величайшего образовательного института своего времени. Он же запретил Олимпийские игры.

350 год н.э. Среди царящей несправедливости, в разгар фанатизма и гонений на инакомыслие в Александрии расцветает маленький цветок лотоса — Гипатия. Пусть ненадолго, но именно она привнесла свет и оживила философскую мысль в эту трагическую эпоху.

Первым учителем был её отец — математик Теон, авторитетный комментатор Евклида и Птолемея. Впоследствии Гипатия станет его преемницей на посту главы неоплатонической школы в Александрии. А пока он внимательно занимается образованием дочери: она изучает математику, астрономию и геометрию и с детства знакомится с диалогами Платона и философско-нумерологической теорией Пифагора.

 

Гипатия и Теон. Кадр из фильма

Так рядом с отцом проходит детство и юность Гипатии. Из ребёнка она превращается в девушку необычайной красоты, утонченную и талантливую, и заметно выделяется среди ровесников. Современники говорили, что она мудра, как Афина Паллада, и красива, как Афродита; её можно было увидеть в плаще философа[4], ведущей беседы с выдающимися личностями города. При этом Гипатия всегда оставалась спокойной и беспристрастной, поэтому к ней прислушивались, ее суждения уважали.

Многие сватаются к ней, но она отвергает все предложения о замужестве. Следуя тяге к познанию, она отдаёт своё сердце философии, объединяющей все те науки, которые она так любит, и становится верной последовательницей великого Аммония Саккаса, основателя неоплатонизма.

Гипатия совершает путешествие в Афины и живёт там некоторое время. В Афинах она встречает Плутарха «младшего» (Афинского), который становится её учителем. Он передаёт небольшой группе учеников ключи к пониманию «Халдейских оракулов»[5] и теургии[6].

Воспитанная в античной традиции и верная своим убеждением, Гипатия проявляет терпимость к взглядам других людей, не изменяя при этом своему собственному образу мыслей.

 Гипатия. Кадр из фильма

Свою короткую жизнь она посвятила преподаванию философии в Александрии и читала лекции с таким вдохновением, что послушать её собирались огромные залы. Среди ее учеников был Синезий, епископ Птолемаиды, который в письмах обращался к ней «сестра моя», «матушка», «учитель и благодетельница». Орест, префект города, часто спрашивал ее совета.

Епископ Кирилл, видя, что Орест прислушивается к мудрым советам Гипатии, посчитал её своей соперницей и, желая положить конец влиянию и растущему авторитету молодой дамы-философа, распространил по городу слухи о том, что она настроена против христиан.

Долгое время находившаяся под властью римлян Александрия времен Гипатии была центром величайшего политического и религиозного напряжения. Набирающая силу христианская церковь укрепляла свои позиции и пыталась искоренить языческое влияние и культуру. Гипатия оказалась невольной участницей политической распри. Кирилл видел в ней символ культуры и науки, которые церковь отождествляла с язычеством. Его неприятие усиливалось из-за глубоких познаний Гипатии: ей были доступны ключи к тайнам теургии, и её лекции могли подорвать народную веру в чудеса, природу которых выдающаяся женщина-учёный без труда могла раскрыть.

Несмотря на грозившую ей серьезную опасность, Гипатия продолжала преподавать. Она не испытывала враждебных чувств ни к епископу Кириллу, ни к христианам в целом. Свою задачу она видела в том, чтобы передавать знания и мудрость.

 Гипатия (в центре) на фреске Рафаэля «Афинская школа»

Среди её трудов комментарий к «Арифметике» Диофанта, александрийского математика и философа конца III — начала IV в. н.э., а также «Астрономический канон» и комментарий к трактату о конических сечениях другого греческого математика III в. н.э. Аполлония Пергамского. Однако сегодня нам не удастся насладиться её работами, поскольку большинство из них были утрачены во время пожаров в Александрийской библиотеке.

Практика античной философии была несовместима с догматизмом, и епископ Кирилл видел в Гипатии угрозу для окончательного утверждения христианства. Используя всё своё влияние, он решил расправиться с ней, убедив толпу, что именно Гипатия стоит между новой религией и властью.

Свет, который дарила эта удивительная женщина, ученая и философ, угас в 415 году н. э., когда в один из дней, выйдя из дома, она попала в руки фанатично настроенных прихожан Кирилла. Её стащили с повозки, разорвали на ней платье и растерзали, вооружившись морскими ракушками. Её останки были сожжены, работы уничтожены, а имя забыто.

Кирилл (которого позже причислили к лику святых) не был призван к ответу за это преступление. А произошедшее с Гипатией было предупреждением для тех, кто стремился к нечестивым с точки зрения церкви знаниям.

Эпилог

Гипатия была последней звездой античной философии, сиявшей в Александрии, и её жизнь стала для нас примером благородного служения.

Ей удавалось поддерживать живое пламя мудрости, побуждая своих современников искать более глубокий смысл жизни. Вопреки яростным ветрам религиозных и политических противостояний, она не покидала свой пост, выполняя возложенную на нее священную миссию. Она смогла передать ту идущую из глубин веков духовную традицию, на которой основываются философы, стремящиеся постичь божественное в самом малом. Собирая по крупицам знания, постепенно через исследования и размышления они находят ответы на великие вопросы, ведущие к познанию единого источника всех форм жизни.

Искра зажжённого ею огня горит в каждом сердце, стремящемся исполнить своё предназначение. Она вспыхивает в том, в ком пробуждается потребность быть философом.

Перевели с испанского: Бурла Мария, Налепина Наталья, Саргсян Ани.

Оригинал статьи: https://filosofia.nueva-acropolis.es/2013/hipatia-la-ultima-estrella-que-brillo-en-alejandria/

Примечания

  1. См., например, Бердяев «Новое Средневековье».
  2. Амон — египетский бог, сокровенная сила Солнца.
  3. Митраизм — религия, связанная с почитанием бога Митры. Распространилась в Риме в I-IV вв. н.э.
  4. Плащ, который назывался трибон, был отличительным признаком некоторых философских школ.
  5. «Халдейские оракулы» (до нас дошли лишь фрагменты) написаны предположительно во II в. н.э. Есть немало аналогий между этими текстами и герметическими. Автор утверждает, что получил эти оракулы (пророчества) от богов. Здесь мы находим теорию «теургии». Теургические практики очищают души и ведут к единению с божественным внелогическим образом. Последние неоплатоники видели в «Халдейских оракулах» подлинно священную книгу и обращались с ней, как христиане с Библией. (Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (том 1 — 2). Джованни Реале, Дарио Антисери).
  6. Теургия (от «теос» — божество, «ургия» — обряд, священнодействие) — практика в неоплатонизме, позднее в мистических учениях средневековья и Нового времени и в русской религиозной философии, направленная на достижение божества, общение с божеством.