В своей поэме «О Природе» греческий философ Парменид впервые в истории философии описывает свойства Бытия — единой Сущности, являющейся источником и началом для всех сущностей. Сегодня мы бы назвали его Богом. Атрибуты, которыми он наделяет Бытие, интересны не только с познавательной, но и с практической точки зрения: они позволяют узнавать признаки Бытия в себе, в собственной жизни.
Не претендуя на полноту анализа самой поэмы, я попробую рассмотреть предикаты Бытия у Парменида в ключе практической философии: как знаки узнавания Бытия в человеке. Метафизические истины во все времена было затруднительно передавать Логосом: язык просто не имеет достаточного аппарата для этого. Именно поэтому для передачи подобного рода знаний всегда использовался Миф и символы. Парменид одним из первых в истории попытался «сказать несказуемое»: передать истину высшего порядка через ее атрибуты, свойства. Каждое из них и все они вместе должны помочь ищущему открыть, узнать суть послания. Предикаты Бытия Парменида — это разные грани, разные проекции, позволяющие воображению воссоздать целое.
Разные проекции помогают понять целое
В известной притче слепые мудрецы ощупывают различные части слона и получают разное представление о нем. Тот, кто ощупывает ногу, представляет слона колонной. Тот, кто держит за хвост, думает, что слон похож на веревку, и т. д. Для целостного видения нужно соединить все грани познания, нужно объемное видение и немного воображения. Точно так же, чтобы познать Бытие, чтобы узнать его проявления в себе и собственной жизни, нужно попытаться объединить разные его грани. Парменид намечает пути к этому, говоря о свойствах, характеристиках Бытия.
В поэме девы увлекают самого Парменида на колеснице на небо, где после произнесения заклинания открываются тяжелые двери и сама София передает Пармениду знание о природе Бытия. Вот этот фрагмент:
Много примет у него: оно нерожденно, несмертно,Цельно, единородно, недвижно, полнопредельно,Не было и не будет, но есть, но ныне, но вкупе,Слитно, едино.
Это не просто атрибуты — характеристики — Бытия, это его приметы, знаки узнавания. Давайте попробуем их рассмотреть.
Бытие есть
Бытие есть, это вечное настоящее. О нем нельзя думать, что оно было или будет, потому что оно не изменяется. Парменид говорит, что Бытие есть в мире Разума, но в мире мнения Бытия нет. Как это понять?
Сложно, ведь мы почти не умеем жить в настоящем. Мы не мыслим себя в настоящем, подменяя его более удобными и доступными для нашего понимания понятиями прошлого и будущего. Но ведь прошлого уже нет, а будущего еще нет, в этом вряд ли кто-то сомневается.
Два момента, два качества мешают нам быть, жить в настоящем: сожаление и откладывание на будущее. Мы сожалеем о прошлом и несем его в себе (ярким примером может являться обида, которую можно долго хранить внутри), хотя этого прошлого реально уже нет. Когда же наступает момент быть, действовать, страх быть самим собой, собой настоящим почти рефлекторно предлагает нам «быть не сейчас», то есть перенести осуществление в некое абстрактное «будущее». Но ведь его нет!
Нам сложно уловить, что такое Бытие, но теперь мы знаем, что сбивает нас с толку: жизнь прошлым и откладывание на будущее. Для Бытия Парменида их нет: есть только настоящее. Когда лучшее время для становления? — Сейчас.
Бытие неподвижно
Движение — это изменение в пространстве или во времени, что невозможно для Бытия. Поэтому оно неподвижно. Но мы-то движемся, мы-то меняемся? Изменяется наше тело, его энергия, наши чувства и мысли тоже постоянно меняют свою форму.
Так есть ли в нас что-то неподвижное?
Есть: то, что связано с универсальными человеческими ценностями. Они неизменны, и именно поэтому были названы универсальными. Любовь, Добро, Сострадание, Справедливость всегда были ценны. Менялись их определения и понимание, но сами по себе они всегда оставались важны.
Наука учит нас, что движение относительно в разных системах отсчета: то, что покоится в одной, будет двигаться в другой. Значит, чтобы быть, чтобы узнать проявление Бытия в самих себе, нам нужна система отсчета с неподвижным центром. Или, иначе говоря, в центре моей жизни, в основе моего мировоззрения должно быть то, что неподвижно. То есть, те самые вечные ценности.
В реальности нашим центром может стать все, что угодно. Наше сознание способно выбрать разные центры, и чаще всего таким центром оказывается нечто желаемое. Но это подвижный центр. Строить свою жизнь вокруг интересов тела или желаний означает не быть, иметь подвижный центр. Быть означает поставить во главу угла универсальные, вечные ценности и заставить все остальное вращаться вокруг них.
В греческом мифе Одиссей сам привязывает себя к мачте, чтобы не поддаться сладким голосам сирен. Мачта в данном случае — символ неподвижных вечных ценностей.
Бытие единое, завершенное, целостное
Бытие не имеет необходимости развиваться, а мы имеем. Это очевидно, ведь оно совершенно, а мы — нет.
Как же проявляется в нас потребность в развитии, отличающая нас от Бытия? Мы хотим что-то иметь и мы хотим кем-то быть. То есть у нас есть цель. У Бытия ее нет.
Но, несмотря на наше несовершенство, порой мы способны уловить пусть слабые, но все же отголоски Бытия в нас. Это те моменты, когда пропадает цель. Эти моменты мы называем счастьем.
Чудесным образом сказал об этом БГ в своей песне «Обещанный день»:
Нечего желать, и некем больше бытьЗдравствуй, это я
Бытие обладает полнотой, непрерывностью и всеохватностью
Иными словами, Бытие не состоит из отдельных частей. Это не так просто понять, потому что наша жизнь как раз именно из таких частей и состоит. В нашей жизни присутствуют эти части, и они порой сложно сочетаются друг с другом.
Например, не всегда просто бывает сочетать работу, семью и досуг: нам кажется, что это совершенно разные вещи. Нам бывает очень сложно «успевать многое», потому что это множество дробное и состоит из разных частей.
Эта своеобразная дробность (против нее восстает Экзюпери в своей «Цитадели») указывает на отсутствие Бытия. Чтобы быть, нужно стараться избегать дробности.
Как?
Для постороннего человека разные предметы на моем рабочем столе будут разными. А для меня они — часть моей единой жизни, они существуют для этой жизни, жизнь объединяет их. Важны не сами предметы, а та жизнь, что протекает через них и их тем самым объединяет.
В жизни каждого человека должно быть что-то самое важное, что будет «протекать» через ее разные части, соединяя и объединяя их. Для кого-то это вера, для кого-то — мечта, за которой он идет. Или идеал, которому он служит.
Все, что угодно, что устранит дробность, потому что будет выше и важнее ее.
Парменид
Вместо заключения
Парменид жил в VI веке до н. э. в Элее. Сегодня нам уже не узнать, откуда он брал свои идеи или как он смог до них дойти. Но оставленные им знаки узнавания уже более двух с половиной тысяч лет не оставляют равнодушными тех, кто ищет источник всего сущего и пытается узнать его отблески в самом себе. Возможно, они пригодятся и вам.