В своем диалоге «Пир» Платон размышляет о природе любви. Чтобы понять чью-то природу, важно знать его происхождение — для этого Платон рассказывает миф о рождении бога любви Эрота. Кстати, этот миф встречается только в диалоге «Пир», и есть мнение, что он был написан самим Платоном. В греческой мифологии существует порядка 20 версий происхождения Эрота, у Платона приведены несколько из них, но хочется остановиться на мифе, рассказанном Сократом. Итак, читаем Платона:

«Когда родилась Афродита, боги собрались на пир. И в числе их был Порос, сын Метиды. Только они отобедали — а еды у них было вдоволь, — как пришла просить подаяния Пения и стала у дверей. И вот Порос, охмелев от нектара — вина тогда еще не было, — вышел в сад Зевса и, отяжелевший, уснул. И тут Пения, задумав в своей бедности родить ребенка от Пороса, прилегла к нему и зачала Эрота. Вот почему Эрот — спутник и слуга Афродиты: ведь он был зачат на празднике рождения этой богини; кроме того, он по самой своей природе любит красивое: ведь Афродита красавица».
Разберем элементы мифа. Эрот – сын Пороса (Изобилие, Богатство) и Пении (Бедность, Нужда). Потрясающая мысль: любовь рождается там, где встречаются изобилие и нужда! Ранее в своей речи Сократ говорит о том, что любовь это стремление к тому, чего у тебя нет, но в чем ты нуждаешься. Но как могут встретиться эти две крайности, которые живут в разных мирах? Мир богов – а Порос это божество изобилия – там боги собираются на своем великом Пире, и мир людей, откуда приходит женщина по имени Пения. Потому что именно в мире людей есть бедность и нужда. Встреча происходит в некоем промежуточном мире – саду Зевса, преддверии мира богов, куда человек может подняться в своём духовном поиске и тоске. Римский философ-неоплатоник Плотин пишет, что это мир самых прекрасных Идей и мечтаний, к которым может стремиться человек. И понятно, что Пения приходит не за хлебом или деньгами – потому что нет в мире богов ни хлеба, ни денег. Речь идёт не о физической бедности, не о нехватке еды или жилья, а о тоске по подлинному смыслу, красоте, справедливости и добру. Интересно, что здесь Платон, на мой взгляд, перекликается с евангельским «Блаженны нищие духом…»

Я не раз задумывалась, почему так странно изображен Порос – заснувший в саду, словно обычный подвыпивший человек. Но, как бы комично это не звучало, Поросом тоже движет определенная нужда, заставляющая его выйти из чертога богов в сад. В мире богов и так всего вдоволь, поэтому Порос переполнен нектаром до состояния опьянения. Плотин пишет о том, что Божество эманирует – творит от состояния переполненности и изливает свою благодать туда, где ее не хватает. Божество хочет поделиться тем, чем оно переполнено, а человек приходит в своей нужде – и происходит Встреча.

Из этой встречи рождается удивительный ребенок – Эрот. Для Платона очень важное понятие – духовная беременность. Он размышляет о том, что каждый человек от рождения является беременным. Получается удивительная вещь: каждый из нас, придя в этот мир, способен что-то выносить, родить и оставить в вечности – музыку, книгу, научное открытие, учеников, самого себя настоящего… Последнее особенно удивительно, но это тема отдельного разговора.

 
Далее Платон даёт чрезвычайно странное описание Эрота:
«Поскольку же он сын Пороса и Пении, дело с ним обстоит так: прежде всего он всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, не обут и бездомен; он валяется на голой земле, под открытым небом, у дверей, на улицах и, как истинный сын своей матери, из нужды не выходит. Но с другой стороны, он по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет разумности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, он искусный чародей, колдун и софист. По природе своей он ни бессмертен, ни смертен: в один и тот же день он то живет и расцветает, если дела его хороши, то умирает, но, унаследовав природу отца, оживает опять. Все, что Эрот ни приобретает, идет прахом, отчего он никогда не бывает ни богат, ни беден».

Всякий, кто представлял Эрота в образе очаровательного шаловливого ребёнка, наверное, был шокирован описанием Сократа. Грубый, неопрятный, босой, бездомный бродяга... И какое отношение к богу любви имеют храбрость, рассудительность, занятия философией? Многие исследователи считают, что здесь нарисован портрет самого Сократа. Ещё версии: речь идет о душе философа, а по словам Марсилио Фичино это образ влюблённого человека, потому что любящее сердце не находит покоя, не может жить спокойной комфортной жизнью, полно страданий и надежд, способно на сумасшедшие поступки и подвиги... Есть о чем размышлять.

Мне очень нравится сравнение Эрота с душой философа, который понимает, насколько он еще несовершенен и хочет стать лучше, который находится в вечном поиске Истины и никогда не успокаивается, который ощущает свою бездомность на земле, потому что его настоящий дом не здесь. Душе философа требуется храбрость для того, чтобы не бояться быть «белой вороной» среди обывателей, и он действительно находится между мудростью и невежеством, как пишет Платон далее:

«Он находится также посредине между мудростью и невежеством, и вот почему. Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды».

Вот и еще один подарок от Платона: хороший критерий для самооценки. Как только становишься доволен собой, считаешь, что тебе больше нечему учиться, чувствуешь себя знатоком, который может всех научить – ты перестаешь быть философом и автоматически оказываешься в состоянии невежды.

 
 Платон рисует Эрота, как силу, дающую движение. А движение может родиться только тогда, когда ты понимаешь, где ты сейчас находишься и куда ты хочешь прийти. И не просто понимаешь холодным рассудком, а всем сердцем испытываешь ту самую нужду выйти из своего невежества, грубости, духовной нищеты.