«Врачи Европы и Америки хотят изменить клятву Гиппократа». Статьи с подобным названием появились в прессе, после того как в феврале 2002 г. в медицинском журнале «Ланцет» был напечатан проект нового этического кодекса для врачей.
Клятва Гиппократа сегодня является символом этических норм врача. Если обратиться к истории медицинской этики, то и задолго до Гиппократа у врачей были кодексы. Самый ранний из дошедших до нас — это «Кодекс Хаммурапи» (Месопотамия, 2050 г. до н.э.). Существовали также «Советы Эскулапа» — советы для молодых людей, которые хотят посвятить свою жизнь медицине. После Гиппократа нам известны: в средневековой Европе Кодекс Арнольда из Вилановы, у исламских врачей «Клятва врача» Маймонидов и многие другие. Все они содержат свод этико-моральных правил взаимоотношений между врачом, пациентом и обществом. Суть их за четыре тысячи лет не изменилась, за исключением тонкостей, характерных для определенной эпохи. Так, например, в Клятве Гиппократа есть пункт «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария», а во времена средневековья в Клятве врачей Парижа был пункт «защищать католическую религию».


После Второй мировой войны в 1949 г. был провозглашен Международный кодекс медицинской этики, в котором впервые прозвучало, что ни религия, ни национальность, ни расовая принадлежность, ни социальное положение не встанут между врачом и его долгом по отношению к пациенту.
В проекте нового этического кодекса врачи, учитывая политические, юридические и рыночные силы, которым должны противостоять медики, вводят принцип социальной справедливости, в том числе справедливость в распределении ресурсов здравоохранения. Врачи должны активно работать, чтобы избавиться от дискриминации в медицинском обслуживании, на чем бы она ни базировалась.
Но как бы ни менялись формы, суть медицины неизменна: врач всегда был и остается целителем, целителем человеческого тела и души.  Изначальный принцип медицинской этики один — служение человеку, а все остальные вытекают из него. В разные исторические периоды лучшие врачи создавали этические кодексы, где отражали проявление этого принципа в различных ситуациях, с которыми мог сталкиваться врач, чтобы несмотря на общечеловеческие проблемы и профессиональные сложности врач выполнял свое предназначение.



Дополнительно:

Советы Эскулапа

Ты хочешь быть врачом, сын мой? Это желание благородной Души. Ты должен отказаться от своей личной жизни.
Если остальные сограждане, закончив свою работу, могут уединиться от неугодных им людей, твоя дверь должна быть открыта для всех.
Несмотря на то что ты любишь правду, ты должен молчать и скрывать от некоторых пациентов тяжесть их болезни, а от других — ничтожность их болезни, так как эта правда могла бы их ранить. Не ставь своей целью обогатиться своей профессией. Это священнослужительство, и не было бы достойным, чтобы ты получал такие высокие доходы, как торговец маслом или шерстью.

Ты будешь одиноким, только когда тебе будет грустно, только когда будешь учиться, только когда будешь окружен человеческим эгоизмом.
Если для тебя является оплатой облегчение матери, улыбка того, кто уже не страдает, тогда... стань врачом, сын мой.



Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

You have no rights to post comments