Продолжение. Начало:

«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм. Часть 1,

«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм. Часть 2,

«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм. Часть 3.


Все религии имеют свою эзотерическую часть. Под эзотерическим мы понимаем все то знание, которое не является совершенно открытым, поскольку для понимания его метафизической сложности требуется определенная подготовка, глубокое изучение темы.

Продолжение. Начало:

«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм. Часть 1,

«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм. Часть 2.

Начнем с нескольких притч, иллюстрирующих мифологические и исторические аспекты жизни Сиддхартхи Гаутамы, которые нужны нам для того, чтобы еще и еще раз напомнить о нравственных основах того, что со временем трансформировалось в буддистскую религию.

Специфика этих притч заключается в том, что, несмотря на их поразительную историческую точность, каждый народ записывает эти рассказы в соответствии со своим собственным характером; так что у японских притч японские особенности, у китайских — китайские, хотя и те и другие повествуют об одном и том же факте.

Продолжение. Начало:

«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм. Часть 1.

В своей медитации, в своем полуночном бдении познал Гаутама горести людей и их причины и тогда сформулировал 12 нидан, 12 причин жизни, которые делают человека существом, привязанным к следующим одно за другим перевоплощениям. Ниданы — это сцепление причин и следствий, проходящее через все его существование посредством 12 звеньев:

- Источники и документы

- Древние версии индийского «евангелия»

Проблема в понимании нами восточной философии состоит в том, что наше видение мира отличается от видения мира на Востоке. Ведь у любого народа в любой исторический момент существует свой взгляд на мир, свои верования и предпочтения.

Очевидно, что наши взаимоотношения с восточным миром сложны. Восточные элементы, вошедшие в западный обиход, подверглись сильной трансформации и даже — увы! — деформации. Типичный пример этого — «йога», слово, которое происходит от санскритского корня yug, что означает «соединять, связывать, объединять», связывать человека с Божеством, связывать человека и природу. Но на Западе йога используется как средство для достижения красоты тела, как гимнастика. Мы видим, что йога, проникнув на Запад, под влиянием господствующего там представления о мире существенно деформировалась.

В 1991 году знаменитый этнограф и путешественник Тур Хейердал получает письмо от жителя острова Тенерифе (одного из Канарских островов) о том, что местные жители разбирают на камни древние пирамиды. Практически на следующий день после этого Хейердал прилетает на остров. Еще через год с помощью своего друга, норвежского кораблестроителя, он выкупает долину с пирамидами и начинает там исследования. Оказалось, что ступенчатые пирамиды Гуимар (по названию городка, в котором находится долина с пирамидами) — не разбросанные случайным образом груды камней, а точно выверенный по сторонам света археоастрономический комплекс. Туру Хейердалу были известны подобные сооружения — это расположенные по разные стороны океана египетские и мексиканские пирамиды. В 1998 году парк пирамид Гуимар открылся для посещения.

Он стал прообразом Геракла в Греции, Геркулеса у римлян и даже святого Георгия в средневековой мифологии. Ему пять тысяч лет. Но его послание не потеряло актуальности.

Сенсацией XIX века стало открытие англичанами погибшей и давно разыскиваемой столицы Ассирии Ниневии, царского дворца, а самое главное, огромной библиотеки. Ассирийский правитель Ашшурбанапал (библейский Сарданапал!) в VII веке до н.э. предпринял грандиозную экспедицию по сбору со всей Месопотамии древних текстов Шумера, Аккада, Ассирии и Вавилона и создал первую крупную библиотеку, сохранившуюся до наших дней.

«Книгами» этой библиотеки были клинописные глиняные таблички, представляющие собой несметные сокровища знаний о древних народах: династические своды и хроники, политические трактаты, астрономические исследования, мифы, религиозные гимны и стихи, среди которых находилась древнейшая в истории человечества эпическая поэма о Гильгамеше. История расшифровки и перевода клинописного текста учеными-энтузиастами в библиотеках и музеях Европы заслуживает отдельного рассказа. Здесь скажем о результатах, опять же — сенсационных. Джордж Смит, сотрудник Британского музея, в 1872 году объявил о том, что на одном из обломков глиняной таблички из Ниневии нашел текст древнего ассирийского предания о всемирном потопе. Немецкий историк Керам писал: «Стало очевидно, что существуют сказания древнее библейских, которые связывают Библию с языческой ассирийской и вавилонской, а может быть, и с более древней традицией. Это было потрясающее открытие. Издатель лондонской газеты «Дейли телеграф» предоставил неимущему Смиту средства для экспедиции в Ниневию, где Смит должен был отыскать недостающие таблички с ассирийской версией о всемирном потопе».

На солнечном острове Сицилия, у подножия вулкана Этна, величественного каменного исполина, царствующего над всем восточным побережьем, во множестве бухт есть огромные глыбы застывшей лавы, которые разбросал в гневе циклоп Полифем, когда понял, что его перехитрили Одиссей и его команда. Великан-гора, великан-Полифем, великаны-камниѕ Мы вслушиваемся в старинные мифы, а сами не перестаем удивляться: какую же красоту создает природа, какими живыми кажутся камни! А легенды и мифы? А могучий циклоп? Ну, это же сказки!
Но есть много, очень много мест на нашей планете, где огромные камни-великаны, будь то непонятные нагромождения, или хорошо организованные комплексы, или даже отдельно стоящие громады, не вызывают сомнения, создано ли это природой, или это творение рук человека. Стоунхендж, Карнак, дольмены Кавказа, кромлехиѕ Эти древние сооружения (некоторые из них часто называют циклопическими) стали свидетелями событий, происшедших тысячи лет тому назад. Их со-старило время, они вросли в землю. Но тайны и загадки продолжают окутывать мегалитические сооружения, разбросанные по разным континентам.
И загадка из загадок — кто их создал, когда и, конечно, зачем.

Во многих странах Европы посреди полей и лугов, на высоких холмах, около старинных храмов, в лесах, часто прямо посреди дорог и на лужайках около домов, где живут люди, возвышаются огромные длинные камни — менгиры (менгир так и переводится — «длинный камень»). Иногда они стоят поодиночке, иногда выстраиваются в кольца и полукруги или образуют длинные ряды и целые аллеи. Некоторые устремлены прямо вверх, другие наклонены, и кажется, что падают. Но это «падение» длится уже пять, а то и шесть тысяч лет: столько времени, как предполагают сегодня, существуют самые древние из них. Бретонцы называют их пельванами, что значит «столб-камни», а англичане стоящими камнями. Наука считает их первыми достоверно рукотворными сооружениями, сохранившимися до наших дней.

Исследователи мегалитов кроме колоссальных размеров отмечают два еще более поразительных факта — точность привязки к сторонам света и точность древних календарей. Человек, живший 4000–5000 лет назад, обладал знаниями о пространстве и времени, не уступающими тем, которыми оперирует современная наука! Если он занимался земледелием и скотоводством, зачем ему был нужен календарь с точностью космического масштаба, созданный на основе данных наблюдения за Солнцем и Луной в течение нескольких тысяч лет?! Откуда такие знания, непонятно. Но видимо, это было очень важно.
Если мы будем следить за восходом Солнца весной, то увидим, что с увеличением продолжительности дня точка восхода будет смещаться все дальше и дальше на юг и в день летнего солнцестояния достигнет своей южной границы. Похожие процессы происходят и с точкой заката. Соответственно, в день зимнего солнцестояния точки восхода и заката Солнца достигают своих северных границ. В день равноденствия Солнце всегда появляется в одной и той же точке горизонта, а заходит в ровно противоположной. Эти шесть направлений на Солнце присутствуют в мегалитических сооружениях, поэтому исследователи склонны считать их древними обсерваториями. Самой известной из них считается Стоунхендж.

«Существуют глыбы, разбросанные по всему земному шару, глыбы, при виде которых воображение смущается и обозначение которых словом материалы кажется лишенным смысла; их следовало назвать именем, соответствующим этим громадам» — такую запись оставил в XIX веке один археолог, увидевший загадочные качающиеся камни. Эти огромные валуны были поставлены один на другой так, что никто не мог сдвинуть их с места, но легкого прикосновения хватало, чтобы они начинали раскачиваться. Говорят, их называли камнями истины и использовали для предсказаний. Говорят еще, что кое-где они стоят до сих пор...