Подобно римлянам и ацтекам инки, руководствуясь разумом, вбирали в свою культуру все лучшее, что существовало до них. Но инки привнесли в историю и нечто фундаментально новое: чувство организации. Как объясняет профессор Хорхе Анхель Ливрага в статье «Инки и их моральная философия»: «Инки привнесли великое новшество — они были не одним маленьким государством, они создали общность этнически разных народов».

Мир инков, или Тауантинсуйо (а это больше того, что сегодня мы подразумеваем под империей), — конфедерация народов разных национальностей, говорящих на разных языках, имеющих разные верования и объединенных общим пониманием смысла человеческого развития. Это объединение стало возможным только благодаря глубокому пониманию смысла порядка, согласованности и сотрудничеству. На духовном уровне их объединяли общие убеждения, а на материальном — разветвленная система коммуникаций.

Их технологии до сих пор остаются тайной для нашей современной науки, например способ обработки камня. Они умели создавать сложные гидравлические системы и имели настолько хорошо организованную сеть дорог, что, находясь в Куско, можно было есть свежую рыбу, добытую в Тихом океане.

В основе империи инков лежала сила морального воспитания, что позволило им создать цивилизацию такого уровня. В уже упомянутой статье Х.А. Ливрага объясняет: «Они верили в двойственность Душа–тело, которую можно гармонизировать так, чтобы Душа господствовала над телом. Когда Душа обладает властью над телом, появляется вертикальная связь, которая помогает телу сотрудничать с Душой, что для морали инков имело глубокий смысл».

Смысл Религии, объединения трансцендентного с повседневным — вертикализация Души — передавался через работу, и здесь мы подходим к сути этой статьи.

Ценность работы заключалась не в ней самой, не в получаемой за нее плате, а в ее воспитательной и развивающей человеческие качества функции. Она переживалась как правильное действие в буддизме или категорический императив Канта с упором на коллективное значение. Работа не была обязанностью одного человека, все работали ради объединения народа и возвышения цивилизации к вдохновляющему ее Солнцу. 

Инки за работой

Работа, как и война, могла быть внутренней и внешней; по мере того, как человек строил себя внутренне, более качественными и возвышенными были те работы, которые он мог выполнять. Труд был одной из форм борьбы, с помощью которой сознание поднималось, а Душа возвышалась.

Работа была общим благом. Поскольку работа, как правило, не была направлена на решение только личных или материальных проблем, она позволяла обществу жить в единстве: много разных людей, сотрудничающих ради общего и трансцендентного смыслов. Работа отвечала физическим, психологическим, моральным и духовным потребностям каждого человека и общества. Люди работали вместе, как единый организм; в этой гармонии пробуждалось согласие, каждый работал для себя и в то же время служил другим и истории своего народа. Все вместе они звучали как оркестр. Вспомним мушкетеров: «один за всех и все за одного!».

Вечное опускалось в этот мир через труд, и в этом ему помогала музыка. Инки, как и другие древние цивилизации, работали под музыку ударных и духовых инструментов. Каждое дело имело свою особую музыку. Мелодии и ритмы содействовали объединению людей. А сама работа была церемонией, инки работали и пели одновременно, они были счастливы благодаря работе, и таким образом, раскрывали самую возвышенную часть себя.

Созданные инками террасы в Морай, Перу

Люди разделяли один и тот же ритм, одну и ту же гармонию, одну и ту же мелодию, и работа шла одновременно и на физическом, и на психологическом, и на моральном уровне. Под действием музыки это были уже не отдельные люди, а часть одного большого существа. У них получалось объединиться и работать синхронно и гармонично. Музыка охватывала их, сопровождала, задавала ритм, темп, согревала и придавала действиям особую окраску. И, кроме того, она облегчала боль и усталость.

Это легко понять, например, представив, что мы находимся на концерте и поглощены музыкой. Мы все танцуем и поем в унисон, мы вибрируем в гармонии. В такие моменты собственная личность перестает быть важной и сливается с большим целым. Находясь под воздействием музыки, человек забывает о себе, он не думает в этот момент о чем-то постороннем — не забыл ли он выключить свет или закрыть машину. Если он полностью погружен в музыку, он становится единым с другими, его личность — единой с чем-то большим. Но в повседневной жизни страхи и заботы обычно притупляют и приглушают объединяющую силу музыки.

У музыки есть еще одно важное качество. Помимо того, что она соединяет и удерживает вместе слушающих одну мелодию людей, – музыка неделима. Поясню: если торт разделить на четырех человек, каждый получит по четверти; если на десять человек, каждый получит одну десятую, если на сто — одну сотую долю, и так далее, если бы торт предназначался для бесконечного числа людей, каждая порция стремилась бы к нулю. Но если бы мы сейчас также проанализировали музыку, то будь нас четверо, десятеро, сто или бесконечное множество людей, все услышали и получили бы одинаковое «количество» музыки, одинаковую мелодию, одинаковую гармонию и ритм.

Музыка невидима, неделима и объединяет — в этом смысле она подобна Богу.

Теперь, если мы объединим понятия труда и музыки с идеей человеческого развития, мы поймем, почему инки работали под музыку. У инков было общее трансцендентное стремление к эволюции. Сейчас у человечества есть возможность вспомнить, как сотрудничать, а не соревноваться, как достойно выполнять свою работу и делать это сообща, чтобы создать новый и лучший мир.

Перевела с испанского Ольга Бабий

Оригинал статьи: https://revistaacropolis.org/2022/11/26/el-rol-de-la-musica-y-el-trabajo-en-los-incas/

You have no rights to post comments