Когда в 1999 г. на экраны вышла первая «Матрица», фильм сразу стал культовым. Секрет был не только в удивительных спецэффектах и обаянии Киану Ривза. Было в фильме что-то особое, магическое, заставляющее думать, сравнивать фантастический сюжет с повседневной реальностью и даже в собственной жизни искать выход из Матрицы. К большому сожалению поклонников первого фильма, вторая и третья серии «Матрицы» уже не обладали этой притягательной силой. А последняя, четвертая серия и вообще стала полным разочарованием для фанатов. Почему? Что такое сломалось в «Матрице», что ее магия совсем сошла на нет? 

«Матрица» Платона

Сюжет первой Матрицы, несмотря на свою оригинальность, не является чем-то полностью новым. По сути своей он воспроизводит платоновский миф о Пещере, ставший краеугольным камнем западной философии. На протяжении последних двух с лишним тысяч лет это символическое повествование говорит нам о природе иллюзии, причинах ее притягательности и возможности освободиться от ее власти.

Платон рассказывает нам о неком месте на земле, где в скале есть глубокая пещера. В самом ее конце находятся узники, прикованные цепями так, что они могут смотреть только на стену перед собой. Позади них находится стена наподобие ширмы, а еще дальше горит огонь. Находящиеся позади люди носят над стеной предметы, которые отбрасывают тени на стены пещеры. Узники видят эти тени. Поскольку в своей жизни они не видели ничего, кроме этих теней, люди принимают тени за единственную возможную реальность. Другой им видеть не дано. Они исследуют эту «реальность», познают ее, обсуждают ее. Это лишь тени, настоящая жизнь снаружи. Но узники этого не знают.

 
Из пещеры есть выход, есть тропа наружу. Никто не верит в ее существование. Но, говорит Платон, если кого-то из узников освободить от оков и помочь ему пройти к выходу, в первый момент он ослепнет, потому что его глаза никогда не видели солнечного совета. Привыкнув, он увидит и осознает, что настоящая реальность именно здесь, а то, что он видел раньше, было лишь ее суррогатом. Но для встречи с реальностью нужно было выйти из Пещеры. Насладившись истинным бытием, герой мифа делает выбор: остаться здесь или, памятуя об оставшихся в Пещере узниках, вернуться к ним, чтобы помочь им освободиться.

Платоновская Пещера XXI века

Сюжет «Матрицы» во многом повторяет сюжет мифа. Главный герой фильма — офисный работник Томас Андерсен — классический узник Пещеры. В душе он подозревает, что мир устроен не так, как рассказывают. Что есть что-то еще, что-то большее, что-то важное. Что-то, что он всегда знал, но почему-то не может вспомнить. Но он не знает, как это найти, он не знает, где выход из Пещеры. Он не знает, что делать. «Матрица поработила тебя», — видит он загадочную надпись на экране своего компьютера. И это правда. Но как быть? Кто снимет с него оковы?

Таким человеком оказывается Морфеус. Он объясняет главному герою, что он совсем не Томас Андерсон, что у него есть другое имя — Нэо. И другое предназначение — спасти людей, спасти этот мир. Но для этого нужно решиться скинуть оковы и выйти из Матрицы, выйти из Пещеры. Нэо должен сделать выбор, и Морфеус предлагает Нэо знаменитые две таблетки.

 
Дальше следует долгий путь из Пещеры и привыкание Нэо к новой реальности. К реальности, в которой он свободен и обладает новыми способностями. В это сложно поверить, но Нэо пытается. Ему противостоят многочисленные Хранители Пещеры, те самые люди, что создают вымышленную реальность, носят предметы за стеной. В фильме это агенты Смиты — защитники миропорядка Матрицы.

Наконец, у Нэо получается. Он обретает новые способности, он выходит из Пещеры. Но становится ли он избранным? Это зависит только от него. В английском языке есть игра слов: Neo (имя главного героя) является анаграммой от The One (избранный). Но будет ли так, должен решить только сам герой. И даже Пифия не может дать однозначного ответа: выбор всегда за человеком. Остаться в новой реальности или вернуться в Пещеру? И если возвращаться, то зачем? Возможно, это тот самый вопрос, который стал ключевым в судьбе последних серий франшизы.

Сражаться не против, а за

Из древних рыцарских и воинских кодексов мы знаем, что настоящий воин и герой всегда сражается не против, а за. Не против врага, а за то, что дорого и свято, за принципы и идеалы. В платоновском мифе освободившийся от оков и вышедший из Пещеры узник возвращается в нее. Но он движим не ненавистью к своим обидчикам — Хранителям Пещеры, — а любовью и состраданием к оставшимся в Пещере людям. Он идет спасать, а не уничтожать. У него нет задачи изменить порядок вещей, он хочет помочь людям прозреть и найти выход.

Это очень важный момент. Пещера не виновата в твоей слепоте. В глубине души ты знаешь, что есть выход, что твоя природа иная, что твое место не здесь. И именно существование иллюзии, теней, Пещеры помогает тебе осознать свою истинную природу и тем самым освободиться от власти самой иллюзии.

Нэо из первой Матрицы по большей части является примером именно такого героя: он ищет освобождения для себя и для других. У него нет ненависти к Матрице как таковой, он не собирается ее разрушать. Он должен помочь людям от нее освободиться. И в этом он очень точно передает идею платоновского мифа. Это настоящий, подлинный образ героя. Героя из универсального мифа. И именно потому он так привлекателен.

 
Вторая, третья и четвертая серии «Матрицы» рисуют нам уже немного другого героя. Он хочет не столько спасти людей, сколько изменить саму Матрицу. Он по большей части сражается с агентами, а не с самим собой. И поэтому, как ни странно, по менталитету и подходам он все ближе к самой Матрице: он начинает сражаться «против».

Это уже не совсем герой в подлинном смысле этого слова. Все больше он напоминает просто хорошего солдата из хорошего боевика. Он все больше умеет, все больше побеждает, но все меньше понятно, ради чего.

И, наверное, именно поэтому после четвертой серии франшизы так хочется вернуться назад, туда, к первому и настоящему Нэо, который хотел выйти из Матрицы, а не победить ее. И к его последним словам: «Я покажу людям то, что вы хотели скрыть. Мир без диктата и насилия. Мир без границ».

You have no rights to post comments