При встрече с чем-то прекрасным, подлинным невозможно не измениться самому. Встреча с И.А. Моисеевым - именно тот случай... И мы не сомневаемся, что и вас, дорогие читатели, это знакомство не оставит равнодушными.

Беседовали Татьяна Красильникова и Андрей Букин

Игорь Моисеев- Игорь Александрович, в русских сказках герой часто оказывается перед выбором - “пойдешь направо - коня потеряешь, налево - жену найдешь...” Был ли у Вас в жизни такой выбор, и как Вы поступили?

- Его Величество Случай очень часто предопределяет нашу судьбу, и потом создается впечатление, что так и было нужно. Такое было в моей жизни. Но были и моменты выбора. Например, когда мне пришлось уходить из Большого театра, а я был тогда в Большом театре не только ведущим артистом, но и балетмейстером. Мне сказали: “Забудьте о том, что когда-нибудь ставили”. А я тогда уже чувствовал себя зависимым не столько от танцев, сколько от творчества, и я понял, что если не буду ничего ставить, то так и “заглохну”. Ограничиться только актерской судьбой я не мог. И передо мной встал выбор - либо смириться и быть под контролем, абсолютно несамостоятельным, либо бороться за свою собственную судьбу. И я начал с “нуля”. Всю карьеру - заново. Вплоть до того, что я поменял даже жанр. Это был момент, когда народные танцы или что-либо подобное считалось чем-то третьесортным, даже унизительным, а я мыслил не так, потому что понимал, что все “классики” -- и композиторы, и писатели, и поэты -- всегда опирались на народное творчество и возвращали народу то, что брали у него, но возвращали уже на высоком уровне. И этот путь мне очень нравился, я хотел попробовать - удастся ли мне поднять народный танец до того уровня, который сделает его танцем благородным, танцем театральным, идейным, насыщенным мыслью, чувствами, а самое главное, выражающим национальный характер.

На этом, собственно говоря, я и сосредоточил свои усилия, выбор был сделан, я за него боролся, и приходилось тратить много сил и нервов, чтобы утвердиться.

- В своей книге ........... Вы пишете: “Актер в театре должен жить по законам театра, а театр - по законам искусства”. Что это за законы, Игорь Александрович?

- У каждой профессии, у каждой области человеческого созидания есть свои правила, законы. Вообще умение побеждать Природу - это умение подчиняться ее законам. Другого способа нет. Новых законов  человек выдумать не может, он может только опираться на те законы, которые создала Природа. И если будешь навязывать какой-либо профессии то, что ей несвойственно и противопоказано, то тебя ждет неудача. А законы театра - это прежде всего законы театра балетного: прежде всего зрелищность, это то, что касается формы, и содержательность, под которой можно понимать не обязательно что-нибудь мудрое, но выражение каких-то чувств, эмоций, понимание красоты, эстетическое начало. Искусство, которое невыразительно, недоходчиво и не обращено к уму или к сердцу - никому не нужно.

балет Моисеева

- Далее вы книге Вы пишете: “Наше искусство сейчас, к сожалению, потеряло те путеводные нити, которые его связывали с культурой, духовностью”. Это констатация. С ней согласны все. Что делать?

- Если бы мы знали, что делать, то давно бы уже это делали. Каждый делает свое: одни находят что-то, другие ошибаются, третьи идут в совершенно противоположную сторону... Сейчас мы находимся как раз в таком положении, когда есть люди, которые, как мне кажется, делают то, что нужно (и себя причисляю к ним), и есть люди, которые не хотят это понимать, а заняты чем-то противоположным, делают какие-то нелепости. И самое страшное, что нелепости, оказывается, имеют успех, равный чему-то ценному. Тут надо набираться терпения, выдержки. Вот все, что можно сделать. Когда-нибудь те, кто был неправ, поймут.

- Игорь Александрович, на Востоке есть понятие свадхармы - долга чести, предназначения. И нам кажется, что предназначение - это то, до чего человек должен дойти, чтобы его жизнь стала полноценной. Если говорить о Вас, то Вы можете служить примером человека, который нашел свое предназначение. Ваш совет, особенно для молодых: как его найти.

- Думаю, что у каждого человека есть призвание. Одни его ощущают явно или явственно, другие наоборот. Например, часто люди хотят танцевать -- а у них нет ни малейшего таланта, ни способности, а они тычутся... И по-хорошему пытаешься им объяснить -- что ты портишь свою судьбу, ты наверняка в чем-то другом в тысячу раз способнее, чем к танцам. В конце концов они это понимают, но понимают тогда, когда жизнь уже сложилась совершенно по-другому.

Человек должен прислушиваться к себе, искать свое призвание и следовать ему. И за него бороться. Иногда человек случайно обнаруживает в себе тот или иной талант, а уже если обнаружил, если видит, что это сильнее того, чем он занимался раньше, он не должен бояться изменить свою жизнь. Так сделал и я.

балет МоисееваЯ в жизни через многое прошел. Был и глупым. Становился умным только благодаря тому, что, может быть, отличало меня от других, -- благодаря самовоспитани. Я человек, который, в общем-то, нигде не учился, который сам себя сделал, сам себя воспитал. Не могу сказать, что у меня был какой-то наставник, который меня чему-то учил. Учился я у всего: у жизни, у воздуха, на чужих примерах и на своих ошибках, у всего. Я ничего не заканчивал, я сам себя сделал балетмейстером... Конечно, я видел труды больших мастеров: Петипа, Горского и других. И у каждого я учился.

- Игорь Александрович, если не секрет, как происходит таинство создания Танца?

- Это очень сложно объяснить. И меньше всего объяснить может тот, кто создает этот танец. Иногда он является в готовом виде, другой раз создается очень долго. Но так происходит во всех областях человеческого творчества: и в изобретательстве, и в науке... Иногда для того, чтобы созрело изобретение, не хватает какого-то пустяка: главное, гениальное уже придумано, а какая-то мелочь, которая может все реализовать, ищется иногда годами. У Гете есть пример - он Фауста написал за короткий срок, а небольшое лирическое стихотворение писал 30 лет. Поэтому рецептов здесь нет, единственный рецепт - продолжать стремиться. Как говорит индийская мудрость, ошибочно лишь прекращение действий, все остальное правильно. Если продолжаешь идти, то обязательно найдешь.

- Игорь Александрович, какими качествами должен обладать человек, чтобы попасть к Вам в ансамбль?

- Прежде всего, он должен любить это дело. Если вы читали мои книги, то знаете, через какие трудности прошли артисты ансамбля. Во время войны мы сами грузили костюмы, реквизит в обычный, простой вагон, где и жили, сами их стирали... но выжили. Если бы мы были равнодушными, то мы искали бы каких-то других путей. А мы шли трудным путем, но мы этот путь любили, потому что мы не замечали, что он труден.

А что касается качеств... В самодеятельности есть те качества, которых нет у профессионалов. Ведь он танцует и за это ничего не получает, получает от этого только удовольствие и радость --. значит, какое-то призвание в нем чувствуется. А в профессиональных артистах, что часто бывает, как раз наоборот. Его интересуют либо только деньги, либо только ремесло без сердца, без мысли, без желания. Это я понял, потому что был окружен фанатиками, которые были, может быть, менее талантливы, но они стремились к цели, и с ними было легче добиться того, чего было значительно труднее добиться с профессионалами.

Так что я увидел, что есть свой смысл работать именно с такими людьми, которые хотят, а не те, которые только “работают”. Искусство не терпит ремесленников. Искусство любит творцов. Пусть маленьких, но творцов, неравнодушных.

- Вы объездили весь мир, где только ни были, и если бы была возможность продолжить это путешествие, но не географически, а во времени, --.с кем из великих людей Вы хотели бы познакомиться?

- Знаете, я встречался с таким количеством великих людей, что мне нелегко ответить на этот вопрос. Причем часто эти люди были среди малозаметных. Люди, которые официально признаны, они сами себя уже считают великими и поэтому менее доступны, более “застегнуты”. А бывают такие незаметные мудрецы, у которых можно постигнуть гораздо больше, чем даже сам ожидаешь. Вот этих людей я бы вспомнил. И друзья у меня были замечательные -- Ираклий Андроников, Смирнов. Со Святославом Рерихом, например, мы встречались не очень часто, но с огромным удовольствием, тяготели друг к другу. Причем все мои друзья отличались одним свойством - во всех наших беседах не было ни йоты ничего меркантильного, никаких материальных интересов, интересы были только духовные. Это и есть настоящая дружба, когда люди хотят быть вместе не потому что это выгодно, а потому что чувствуешь себя причастным друг к другу, чувствуешь какую-то таинственную, непонятную самому себе ниточку, которая вас связывает.

- Игорь Александрович, в настоящее время под интеллигентностью понимают все что угодно. В переводе с латыни “intelligens” - знающий, понимающий, разумный. А что для Вас интеллигентность?

- Прежде всего - это внутреннее свойство, внутренние качества, которые не обязательно должны выражаться во внешней жизни. Интеллигентный человек -- это прежде всего человек, который способен размышлять, способен контролировать свои поступки, способен учиться, потому что если ты учиться не хочешь, то никакой педагог, даже гениальный, тебя ничему не научит. Это человек, который хочет развиваться, который хочет расти, который интересуется, но делает это без желания присвоить себе -- просто хочет постигнуть. Мне кажется, это и есть интеллигент, у которого духовное начало выше, чем другие потребности и жадность. У Лао Цзы есть такое выражение: “Созидай, но не обладай, трудись, не ища выгоды, добивайся цели и не гордись”.

- Игорь Александрович, русский философ Е. П .Блаватская эпиграфом к своим книгам выбрала фразу: “Нет религии выше истины”.

- К сожалению, многие из русской интеллигенции Блаватскую не приняли, даже обвиняли ее в шарлатанстве и т. д. Я  не склонен думать, что она была шарлатанкой; думаю, это был достаточно сильный человек, и талантливый, и мудрый. Она принесла людям много добра, это несомненно. Я читал ее великолепные книги -- “В пещерах и дебрях Индостана”, другие. Читал письма Махатмы Мории, Махатмы Кут Хуми...

Почему-то религии разделяют людей, и представители этих религий не понимают, что стремятся к одному и тому же, зависят от одного и того же.

Если в душе, в сердце человека есть стремление к чему-то пусть даже для него непонятному, если есть какая-то возвышенность душевная, то это уже та религия, которая толкает его к тому, чтобы не довольствоваться только физическим, а искать в других и в себе духовное начало. Каждый созревает, так можно сказать, для той или иной религии. Ибо даже не человек приспосабливается к религии, а религия приходит к человеку. Мусульманская -- для народов Востока. Рациональная, как христианство, -- для Европы. Христианство, конечно, не только рационально, оно и мудро, и вечно, но рациональный дух христианства восприняла Европа, ибо в тот момент больше был развит интеллект, и через это воспринимали религию. Не через сердце, не через веру, а через стремление понять.

А в совокупности все религии, каждая по-своему, помогают человеку отрываться от плоти и устремляться куда-то ввысь.

- А если теперь от религии идти к философии? Ведь в настоящее время забыто истинное значение слова “философия” - “любовь к мудрости”.

- Видите ли, нас очень изуродовал коммунизм. Он смел в человеке все духовное. Я думаю, пройдут столетия, пока мы исправим все то, что разрушено. Но по-видимому такой путь нам предначертан. И вообще, ожидается, что, начиная с 2000-го года испытания лягут на человечество, и в первую очередь на Россию, самым грозным образом.

Сейчас ругают Ельцина, да разве Ельцин виноват... То, что сделал Сталин, такого в истории человечества еще не было, не было человека, который бы уничтожил столько жизней, Иван Грозный - это “детский лепет” по сравнению со Сталиным, и только сейчас мы начинаем ощущать последствия.

Самое главное то, что он убил внутри людей, и из народа ушла духовность, ведь чтобы истребить миллионы людей, нужны тысячи, десятки тысяч палачей, стукачей, конвоиров и т. д. Все эти люди живы, они рождают и воспитывают детей, воспитывают их в том же ключе. Так что вокруг нас ходят люди, природа которых коренным образом переменилась, и среди них какие-то одиночки, которые как в дремучем лесу пробираются через препятствия для того, чтобы очиститься. Нужно много лет на воспитание нового поколения, которое нам абсолютно непонятно и незнакомо, потому что между нами нет связующих нитей.

И для того, чтобы опять возвыситься, нужно пройти через страдание. Страдания, во-первых, помогают человеку обращаться внутрь себя. Ведь вот что важно — заставить человека не вокруг смотреть, а в себя, понимаете? Ну, а во-вторых, страдание нужно для того, чтобы побеждать законы физической жизни. Это значит, что есть законы более высокие, и подчиняться надо не плоти, а Душе, как бы талантливо ни было тело. Но это я уже как будто в проповедника превращаюсь.

- Игорь Александрович, Платон писал о двух видах любви: небесной и земной. Разделяются ли для Вас эти понятия, или в Вашей жизни они представляют единое целое?

- Была у меня в жизни и земная любовь, а сейчас есть и небесная, потому что с женой нас связывает нечто неразделимое.

— Простите за личный вопрос, но, насколько можно судить со стороны, это действительно так. Ваша супруга, Ирина Алексеевна, — прекраснейшая, удивительная дама. Что бы Вы, как настоящий мужчина, я бы даже сказала, настоящий рыцарь, могли посоветовать молодым людям, которые ищут свою любовь и пока не находят ее. И как Вам это удалось? Конечно, рецептов здесь не дашь, но все же...

- Если хочешь найти любовь, прежде всего научись любить сам. Тот, кто ждет, чтобы его любили, тот не добьется ничего. Так же и в дружбе: хочешь найти друга, будь сам другом. Все требует равновесия в жизни, понимаете? Так же как и законы кармы: за все надо “платить”, это закон причины и следствия. Сделал что-то не так -- терпи, сделал хорошо -- значит, будет хорошо. Причем, может быть, не сейчас тебе будет хорошо, а значительно позже, но это неизбежно, это закон.

- Игорь Александрович, у нас есть одна любимая фраза, которая звучит так: “Терпение - форма веры”. Ваш совет тем, кто относится к жизни фатально.

-Терпение - это великое качество, которым меньше всего обладаю я, потому что всю жизнь мне приходилось преодолевать в себе нетерпение. Но одного терпения недостаточно, потому что это пассивное начало. Важно терпение и преодоление. Если будете терпеть стену, которая перед вами, то так и будете всю жизнь терпеть, а вот преодолеть эту стену -- пусть с терпением, но преодолевать надо.

- А вот такая фраза: “Самое страшное кладбище - это кладбище невоплощенных идей”.

- Невоплощенные идеи обязательно воплотятся, если они не опираются на пустоту, на ничто. Поэтому, если идея не оплодотворилась сегодня, это произойдет завтра. Идеи зря не возникают, если они возникли, то рано или поздно реализуются. Поэтому я всегда говорю: “Наши лучшие учителя -- это наши ошибки”. В конце концов мы их преодолеваем и понимаем их.

Но, как Марк Твен говорил, “кошка, которая однажды села на раскаленную плиту, второй раз на раскаленную плиту не сядет, и на холодную тоже”. Одну и ту же ошибку повторяют только дураки, умные на ошибках учатся.

- Игорь Александрович, в Вашем кабинете стоят шахматы. Значит ли это, что это Ваша любимая игра?

- Да. Она меня успокаивает или помогает отвлечься. А потом, это гимнастика ума. Она и в хореографии очень помогает. Потому что без фантазии в шахматы лучше не играть. Можно выучить все дебюты, но придумать самому какой-то путь к победе нельзя, ведь шахматы бесконечно многогранны, есть миллионы всевозможных вариантов. Так и в моей профессии -- абсолютно необходимо всегда иметь свежий взгляд

- Игорь Александрович, а раскройте нам Ваш рецепт “молодости души”.

- Видите ли, рецепт “молодости души” заключается в том, чтоб не замыкаться в себе. Талантливые люди, как правило, очень любопытны, их все интересует, они как дети, воспринимают все “как в первый раз”. Это тоже качество, которое надо в себе воспитывать. Тот, кого перестает что-либо интересовать, постепенно сужает свой круг и может дойти до того, что будет жить в башне из слоновой кости. Что многие и делают: у них есть книги, их они читают — и все. Конечно, возраст тоже ограничивает наши возможности. Я в таком возрасте, когда приходится бесконечно себя преодолевать.

Вот рецепт: “Старость в силах мы отодвигать”. Одолеть мы ее не можем, но отодвинуть -- в состоянии.

- Игорь Александрович, есть такая фраза Марка Аврелия, которая мне всегда помогает в трудную минуту: “Никому не дается ничего такого, чтобы человек не смог выдержать”. У Вас есть какой-нибудь постулат, который бы в трудные моменты помогал бы Вам идти дальше?

- Весь мой путь такой: раз это надо, значит это надо сделать. Это и есть то, о чем говорит Марк Аврелий. А в христианстве это сказано так: “Неготовому бог крест не дает”. Если человеку Бог дает испытание, он знает, что оно Вам по силам. Он дает то испытание, которое трудно, но человек может его преодолеть, если мобилизует себя до предела. Это великая истина. Народ собственным опытом, собственной мудростью дошел до этой истины: раз тебе Бог дает испытание, знай: ты можешь его пройти, а потому - должен его преодолеть.

 

You have no rights to post comments