Порой, замечая недостатки и ошибки другого человека, мы испытываем естественный порыв открыть ему на них глаза.
Мы надеемся, что человек нас услышит и быстро исправится. Но, увы, на выходе получаем обиду и испорченные отношения... Эх, мир не стал лучше! Мы расстроены и считаем, что пострадали за справедливость. Мы хотели только лучшего, но остались непонятыми.
В итоге впадаем в другую крайность: всё, теперь буду молчать!
Стоит ли указывать человеку на его недостатки и промахи или не стоит — тема для полемики. Мы можем встретить разные мнения на этот счет.
Древний кодекс самураев «Бусидо» отвечает: стоит! Только важно учитывать наши мотивы (что на самом деле нами движет) и то, какие средства мы используем для достижения целей.
«Бусидо» или «Путь благородного воина» на протяжении столетий являлся этическим кодексом высшего сословия в феодальной Японии и послужил, в том числе, основой знаменитой японской вежливости. В текстах, посвященных «Бусидо», помимо положений, касающихся воинской доблести, немало внимания уделяется тонкостям человеческих взаимоотношений.
Согласно «Бусидо», открывать человеку глаза на его слабые стороны, и тем самым, помогать исправиться и становиться лучше, считается проявлением сострадания и формой служения людям. Об этом говорится в одном из канонических текстов «Бусидо»— «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»).
Высказывать людям свои мнения и исправлять их ошибки очень важно. В этом проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах служения. Однако, делать это очень трудно. Выявлять хорошие и плохие стороны человека легко и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще всего люди полагают, что делают другим добро, когда говорят им нелицеприятные вещи. Если после этого к их замечаниям относятся без должного понимания, эти люди думают, что ничем не могут помочь. Это неправильное мнение. Делать так — все равно что наставлять человека, упрекая его в слабоумии. При этом ты заботишься только о том, чтобы облегчить себе душу.
Доносить до человека свое видение истинного и справедливого является целым искусством, и в «Хагакурэ» приводится несколько важных правил, которым важно следовать для того, чтобы наши усилия привели к положительным результатам:
— Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться, что он доверяет тебе.— Говоря о предметах, которые дороги для него, подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы тебя правильно поняли.— В зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать —
с помощью письма или во время прощания.— Похвали хорошие качества человека и используй любой предлог, чтобы поддержать его.— Возможно, тебе следует рассказать о своих недостатках, не упоминая его слабые стороны — но так, чтобы он сам задумался о них.— Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки.
Кадр из фильма «Последний самурай»
Не стоит также забывать и о том, что мы тоже не совершенны. У нас есть свои недостатки, и мы далеко не всегда и не во всем бываем правы. И нужно быть готовым с благодарностью принять слова того, кто однажды укажет и нам на наши слабые стороны. Пусть даже сказанные слова и заденут нас, но это возможность увидеть себя глазами других людей и обратить внимание на то, чего мы раньше в себе не замечали.
Когда кто-то выражает тебе свое мнение, ты должен быть ему глубоко признателен, даже если оно тебе не нужно... Нужно стремиться к тому, чтобы высказываться и выслушивать мнения других благожелательно.
И, конечно, помимо правильных и вовремя сказанных слов не стоит забывать о силе собственного примера. Нет ничего более убедительного, чем живой образец не только достойного поведения, но и процесса изменения к лучшему, преодоления себя и умения справляться со своими слабостями.
Чтобы улучшить поведение человека, следует приложить много усилий. Нужно уподобиться роющей осе (дзигабати — буквально: «будь-похож-на-меня оса». В Японии существовало поверье, что роющая оса ловит других насекомых и превращает их в подобных себе ос). Говорят, что даже если ты усыновишь чужого ребенка и будешь учить его поступать так, как поступаешь сам, он станет похожим на тебя.