Во всех древних культурах слово имело особый сакральный смысл. Предметы и явления физического мира рассматривались людьми как воплощенное в материю слово.

 

Германские рунические письмена

Древнеиндийские мифы повествуют о том, как Праджапати (первоотец) сказал «bhuh», и это слово стало землей. Евангелие от Иоанна христиан начинается следующим образом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Слово наделялось магической силой, оно могло принести спасение, удачу, здоровье или навлечь беду, болезнь, помешать получению хорошего урожая.

Не случайно во многих древних языках наблюдается соотношение значений «издавать звуки, говорить» и «творить, создавать», например: латышское skane–t — «звучать», skana — «звук», но индоевропейское konos — «творить, создавать»; индоевропейское ag — «говорить», но латинское agere — «делать, творить».

Слово могло как нарушить гармонию, так и восстановить ее, все маги, жрецы, великие врачи древности лечили словом. Вполне понятно поэтому и соотношение значений «издавать звуки» — «творить» — «лечить», например: древневерхненемецкое jehan — «говорить», но древнеиндийское yacas — «исцеление».

Современные лингвисты выдвигают и обосновывают гипотезу о том, что алфавиты древних культур выполняли космологическую функцию в моделировании внешнего мира. Каждый алфавит — это не просто случайный набор звуков и их графических изображений, алфавитный текст является моделью мира, отражает мифологические представления о принципах устройства Вселенной. Отдельные буквы алфавита соответствовали различным фазам Луны (вавилонская, греческая, скандинавская традиции). Любая буква заключала в себе в закодированном виде названия богов, Вселенной и отдельных ее частей, названия ритуалов, животных, деревьев, звезд, частей человеческого тела и т. д. Интересно, что слово буква в санскрите — aksara — дословно означает «нетленный, неизменный». Произнесение определенных букв в определенной последовательности становилось молитвой и заклинанием.

Имя – не зеркало и не окно, а скорее витраж, указывающий нам на источник света, но делающий видимым лишь строй своих узоров.
А. Л. Доброхотов

Начало, середина и конец алфавитных систем никогда не имели случайного характера. Так, в центре латинского алфавита находится комбинация из трех букв LMN, которая, по мнению ученых, прямо ассоциируется со словом Elementum («стихия, первоэлемент») и идеей первоэлементов, космических стихий — Земли, Воды, Огня и Воздуха — как основы строения Вселенной. Классический латинский алфавит состоял из 25 знаков, буква M занимала в нем 13-е, центральное место и обозначала середину, центр (во многих языках эти слова начинаются именно с буквы M).

Древнегерманские руны представляют собой яркий пример священного алфавита: они как в целом, так и по отдельности и в различных своих сочетаниях обладали магической силой.

Свиток Торы

Особую роль в традиционных обществах играли имена. Имя не только условное название, оно отражало бессмертную суть, душу людей, предметов, животных, богов. В русском языке сохранилось название «имя существительное», то есть «сущее», «существующее на самом деле» в непреходящем, вечном мире. Остальные слова обозначали качества, временные состояния, действия этих существ в меняющемся физическом мире. Вот почему настоящие имена людей, богов, особо значимых предметов хранили в секрете и не упоминали всуе. Ведь, совершая какие-либо операции над словом или именем, мы, по мнению древних, воздействуем и на существующий предмет, подчиняя его своей воле.

Согласно мифам, имена в начале сотворения мира давали сами боги, но впоследствии люди тоже стали давать имена всему, что их окружало. Возникли два языка: язык богов и язык людей. С течением веков и тысячелетий забывался смысл данных богами имен, все больше появлялось слов, придуманных людьми.

В ряде индоевропейских традиций (древнеиндийской, древнегерманской, древнеиранской) возник институт «установителей имен», обязанностью которых было отвечать за правильность именования неких истинных причин вещей и явлений. Так, в Древней Греции были особые жрецы — ономатеты, они занимались поиском сущности имени и определением соответствия имени и вещи. Считалось, что имя уже содержит в себе правила обращения с именуемой вещью, объясняет поведение именуемого объекта.

Жаль, что сегодня мы совсем не знаем разницы между языком богов и языком людей, используем многие слова, не понимая их подлинного значения. Обращение к этимологии — истинному значению, культурной памяти, душе слов — поможет нам вернуть смысл не только словам, но и тому, что стоит за ними.

Комментарии   

0 #1 Илья Левашов 06.11.2012 14:30
Спасибо! Правда, очень интересная тема.

You have no rights to post comments