Сегодня, как никогда, наши первые пожелания близким, друзьям и просто случайным встречным — это пожелания здоровья. И это естественно, так как нынешняя пандемия, охватившая всю планету, буквально диктует человечеству свои условия: изоляция, гигиена, особая дисциплина. И, поддерживая друг друга, мы часто вспоминаем крылатую фразу: «В здоровом теле здоровый дух». Но порой физическое здоровье не спасает нас от плохого настроения, беспокойств, разочарований и даже страданий. В чем же здесь дело?
Оказывается, что первоначальный смысл этой фразы исказился за свою почти двухтысячелетнюю историю. Стихотворение, которое дало жизнь этому крылатому выражению, приписывают римскому оратору, поэту–сатирику Дециму Юнию Ювеналу. И если вернуться к фрагменту, ставшему источником крылатой фразы, то можно увидеть, что причина и следствие, скорее, перепутаны местами. В переводе Ф.А. Петровского этот фрагмент звучит так:
Децим Юний Ювенал
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, —
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.
Автор советует в своем обращении к Богам просить в первую очередь здорового ума и бодрого духа, которые помогут преодолеть все трудности жизни. В этом он созвучен с древнегреческими философами врачами Алкмеоном Кротонским и Гиппократом, которые жили значительно раньше Ювенала. Античные целители опирались на знание о целостной природе человека, о взаимосвязях разных частей человеческого существа — духа, ума и тела, отдавая предпочтение духу и уму. Основой здоровья античные медики считали внутреннее равновесие — гармоничное сочетание всех элементов человеческой природы. Пища, по Гиппократу должна быть лекарством, а лекарство — пищей. Ум человека также должен быть наполнен полезными для него мыслями, ибо неуравновешенная ментальная жизнь порождает невроз и даже психоз, считал Гиппократ. Размышлениям античные врачи придавали особое значение, по их опыту размышления — это такое же лекарство для духа, как для тела — прогулки на свежем воздухе. В школе великого Пифагора практиковались размышления над акусмами — устными предписаниями различной формы. Одни — в виде вопроса, например: «Что самое могущественное?» — «Мысль», другие — непосредственного совета: «Не говори без света». Размышление над акусмами сохраняло ум ученика здоровым и укрепляло его дух.
Гиппократ
Взгляды античных врачей на здоровье созвучны с позицией той ветви современной медицины, которая придерживается концепции целостной природы человека. В рамках этой концепции здоровье человека не начинается и не заканчивается только физическим планом. Современный врач травматолог Елена Алексеевна Литвина считает, что лечить нужно человека, а не отдельные части его тела. Кардиолог нобелевский лауреат Бернард Лаун в своей книге «Дети Гиппократа XXI века» пишет, что человеку, страдающему каким бы то ни было заболеванием, важно, чтобы его доктор изучал не только его анализы крови и нашел не только больной орган, но и душу, иначе «больной не человек, а просто болезнь».
Психолог 20 века Дэвид Макклелланд в своих экспериментах показал, что уровень иммунитета человека зависит от того, что он переживает. И установил, что когда человек испытает эмпатию — его иммунитет растет.
О том, что бодрый дух, а также здоровый и добрый ум поддерживают здоровье человека на физическом плане, свидетельствуют многочисленные истории людей, которым суждено было жить в труднейших условиях. Одна из историй связана с русским философом академиком Алексеем Федоровичем Лосевым. Влюбленность в науку, в свою жену Валентину Михайловну — астронома и сподвижника, помогли прожить годы заключения на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Алексей Федорович поддерживал свою жену письмами, вдохновляя тем, что связывало их души невидимыми узами и укрепляло дух:
«… Старайся на злобу отвечать любовью и лаской. Как я еще раз в этом убедился, это — самая выгодная для нас позиция, и прежде всего выгодная для физического здоровья. Радость моя, я вечно с тобою; и никакие силы не разрушат нашего чудного общения, в каковом мы сейчас пребываем, не видя друг друга. Помнишь все то, далекое и близкое, что пережили мы с тобою в те волшебные и райские годы. Вспомни только одни имена: Бетховен, Вагнер, Р. Корсаков, Скрябин, Достоевский, Мережковский, Тютчев... Вспомни музыку, философию, нашу келейку, покойного Д. и пр., и пр. Перебирая в уме отдельные точки из этой пережитой бездны, утешаюсь, что недаром мы жили с тобою и что есть на земле и красота, и мир, и светлая глубина любви, и чистая нетронутость дружбы. Дежуря по ночам, наблюдаю небо; и это звездное небо все освещено тобою, твоей астрономией, нашей общей наукой, которая есть и астрономия, и философия, и математика, и любовь, и ласка, и обеты посвященных! Помнишь, как когда-то писал тебе В.; что опыт неразделенной любви — искаженный и неполный опыт, что настоящая любовь — всегда взаимна и всегда обоюдно-ощутима. Теперь мы видим с тобою всю мудрость этих слов. Одна мысль, что есть в мире человек, о тебе помнящий, уже вселяет в душу и мир, и надежду, и радость. С тобою не узнаю старости, и сама тягота жизни становится легкой и простой, и во всем чудится твоя светлая улыбка, улыбка страдания и изнеможения, улыбка знания и любви».
Алексей Федорович Лосев
«Нам предстоит еще большой путь. Я только что подошел к большим философским работам, по отношению к которым все, что я написал, было только предисловием … В тюрьме я прошел подробный курс дифференциального и интегрального исчисления, под хорошим руководством, и умею теперь интегрировать весьма трудные функции. Вместе с тем я обдумал целую диалектическую систему анализа, куда в строгом порядке и системе входят такие вещи, как ряды Тейлора, Маклорена и Коши, формулы Эйлера с величиной, уравнения Клеро, Бернулли и Риккатти, интегрирование по контуру и т. д. Жаль, что сейчас я лишен всяких книг».
Письма Алексея Лосева жене Валентине
Мы не лишены книг, рядом с нами наши родные любимые существа, которым мы нужны и в которых сами нуждаемся. У каждого из нас есть то, что по-настоящему нам дорого: есть наши мечты, наши преодоления и наши победы. И наше здоровье может быть менее уязвимо, если мы будем об этом помнить, и будем этим жить. И, конечно, Здоровья всем нам, в истинном смысле слова.