Побывав в Щербаковском природном парке, мы познакомились с бывшей немецкой колонией — селом Нижняя Добринка. И в очередной раз были поражены успешностью предприятия колонистов в Нижнем Поволжье. За короткий срок им удавалось достичь успехов, совершенно невероятных для тех времен. Очевидно, они знали какой-то секрет.

Колония в селе Нижняя Добринка была основана в середине XVIII в. переселенцами из Германии. Около 20 семей приехало на степной неплодородный берег Волги и обосновалось там с разрешения российской Императрицы. Спустя менее полувека колония насчитывала «1200 мужских душ» (а в каждой семье тогда рождалось 12-14 детей), десятки добротно построенных домов (с тех пор в Нижней Добринке почти не появилось новых), имела огромную кирху, школу — была вполне себе развитым поселением.

Нечто подобное происходило в это же время южнее, в районе будущего Волгограда, а в то время — на границе безжизненных калмыцких степей на берегу реки Сарепты, где немецкие колонисты основали одноименное поселение. Сарептяне научились выращивать на своей земле астраханскую горчицу и продавали ее к императорскому столу, скрестили западную и тибетскую медицину и сами производили лекарства, устроили лечебницу на открытых ими минеральных водах, построили керамический водопровод, имели библиотеки и даже свой орган, дали миру немало ученых, в том числе — великого Иосифа Гамеля.

На фоне разрушенного здания кирхи в селе Нижняя Добринка 

Когда встречаешь подобный неожиданный успех, всегда задумываешься о причинах: как им это удалось? Когда встречаешь подобный успех в нашей волгоградской области, где принято сетовать на ужасный климат и неплодородность земли, задумываешься вдвойне: ну как же они смогли?!

Первое, на что, конечно же, хочется все списать, — это немецкое происхождение колонистов. А, это же немцы, все понятно! У них это в крови: организованность, трудолюбие, технологии. Им только дай — они на пустом месте тебе сразу завод BMW построят и разбогатеют. Ох уж эти немцы...

Но не все так просто. Во-первых, немецкие колонии развивались стремительнее немецких-же коренных поселений. Во-вторых, немцы в колониях достаточно быстро «разбавлялись» местными жителями, принимавшими колониальный уклад, но делу это не мешало. Что же за секрет знали колонисты, что давало им такую силу и успех?

Этот секрет называется общее дело. Начиная жить в достаточно экстремальных условиях, колонисты жили не отдельными домами, не отдельными семьями, а всем миром. Они воспринимали себя, свою колонию как единое целое. Эта внутренняя целостность колонии была формализована в некоторых правилах (например, общий запас зерна на трудные времена), но в своей сути она была неформальной. Это был своего рода внутренний вектор для каждого поселенца: каждый жил не только ради личного блага, но в большей степени ради успеха общего дела.

Это как в семье, где каждый член семьи, само собой, стремится реализоваться в жизни, но всегда внутренне и делами поддерживает семью и всех ее членов. Колония была в каком-то смысле «большой семьей» для поселенцев: они были естественным образом заинтересованы в ее развитии и благополучии, понимая, что их личное счастье будет следствием счастья и успеха всего поселения.

План села Нижняя Добринка

Здесь можно было бы и закончить, снисходительно качнув головой, дескать, ну да, колонисты, ну да, немцы, ну — молодцы. А у нас своих проблем предостаточно, пойдемте лучше их решать. Спасибо, одним словом, за интересный рассказ, расходимся.

Но оказывается, что многие наши с вами современные проблемы просто не получится решить без использования «секрета колонистов». В частности, это касается проблем политических и социальных. Сегодня только ленивый не писал о кризисе всех существующих политических систем: ни у кого нет ясного понимания, куда, в какую сторону и какими средствами должно развиваться государство. Все озабочены лишь конкуренцией и экономическим выживанием.

А в кризисные времена, как известно, очень полезно возвращаться к истокам и освежать свое понимание смысла происходящего. Самый известный философский трактат о политическом устройстве, как мы знаем, принадлежит перу Платона и называется «Государство». Точнее, так перевели его название, потому что на самом деле он называется «Res Publica», «Общественное Дело», «Общее дело». Платон рассматривает идеальное государство как общее дело граждан.

Возможно, одной из проблем сегодня на пути к такому идеальному государству как раз и является то, что все хотели бы в нем жить, но мало кто хотел бы совместно с другими участвовать в его построении. Отчасти поэтому пока мы в политическом кризисе и должны терпеливо дожидаться его разрешения.

А вот когда кризис разрешится и многие существующие сейчас системы разрушатся, секрет колонистов может оказаться очень и очень востребованным. Только вот стоит ли откладывать до полного крушения? Мне кажется, что нет. Поэтому столь ценными сегодня мне кажутся любые общественные инициативы, естественным образом объединяющие людей.

You have no rights to post comments