С удивлением обнаружил, что некоторые привычные мне слова и формулировки с течением времени меняют свой смысл. И в массовом сознании приобретают иное значение, которое может сильно отличаться от первоначального. Вот, например, совсем безобидное словосочетание «стать лучше».

На занятиях в философской школе мы его часто используем, это ведь предназначение философии: помочь человеку стать лучше. Но оказывается, что сегодня не все могут провести грань между «жить лучше» и «быть лучше». Само слово «лучше» автоматически ассоциируется с разными благами, это привлекает, и слушателю уже не так важно, что именно имеется в виду. Главное, чтобы было «лучше». Поэтому процесс подлинного внутреннего становления («быть лучше») легко перепутать с процессом приобретения всевозможных благ: материальных, интеллектуальных, социальных и т. д. («жить лучше»).

А это не одно и то же!

Объясню на примере. Поскольку я несколько лет активно занимался альпинизмом, мне удобно проводить параллели между восхождениями в разной сфере. Например, между восхождением в горах и восхождением к самому себе, к себе лучшему (а это, поверьте, тоже непростой процесс).

В современном альпинизме для восхождения на высокие и труднодоступные вершины используются два основных стиля, два способа: гималайский и альпийский.

Гималайский стиль подразумевает работу целой экспедиции. Вместе с восходителем, отдавшим немало денег организаторам восхождения, работает целая команда. Ставится базовый лагерь, наемные шерпы провешивают веревки на маршруте, заносят кислород в промежуточные лагеря. Делается все, чтобы обеспечить максимально комфортные условия для восхождения участника. И успех восхождения зависит не столько от его личной подготовки и опыта, сколько от этих условий.

Гималайский стиль восхождения: движение по заранее подготовленному маршруту

В альпийском стиле все по-другому. Там все в руках восходителя. Он сам несет груз, ставит палатку, готовит пищу и организует страховку на маршруте. Он должен быть хорошо тренирован, должен иметь опыт восхождений, знать все о горах и уметь принимать решения в сложной обстановке. Успех восхождения в гораздо большей степени зависит от него, чем от окружающих его условий (включая даже погоду).

При восхождении в альпийском стиле все в твоих руках

В каком-то смысле о подобных двух стилях можно говорить и применительно к внутреннему восхождению, к становлению человека. Мы все стремимся к счастью и свободе, но иногда продвигаемся разными «стилями». Если искать счастье в том, чтобы «жить лучше», это будет больше похоже на «гималайский стиль». Мы сможем достичь желаемого, но поставим его в зависимость от обстоятельств и других людей. Ведь все приобретенное когда-то может исчезнуть.

«Альпийский стиль» в данном случае подразумевает «быть лучше», то есть менять не обстоятельства, а самого себя. Становиться сильнее, раскрывая и развивая всевозможные достоинства, которые в потенциале есть у каждого человека. Их нужно долго и терпеливо практиковать, чтобы они из потенциальных стали реальными и тем самым укрепили нас, сделали сильнее перед лицом любых жизненных вызовов.

Интересно, что многие профессиональные альпинисты начинают свой путь в горы с практики гималайского стиля восхождений, но впоследствии, вкусив радость истинного восхождения, уходят именно в альпийский стиль.

Точно так же процесс внутреннего роста человека — это своего рода переход от «жить лучше» к «быть лучше», дарующий чувство истинной свободы и наделяющий человека силами, которые никакие обстоятельства не смогут у него отнять.

You have no rights to post comments