Современный мир буквально заполнен различными средствами связи. Вот у меня на столе лежит волшебная коробочка — смартфон. До любой информации несколько взмахов пальцами, да можно и без них, ведь сейчас голосовые помощники наберут текст за нас. Хотите информацию на другом языке? Пожалуйста. В любом формате. В тексте, в аудио или видео.

 

Джордж Данциг

Если так близко находятся достижения человечества, то создается ощущение, что я ими владею. Эти знания у меня в кармане, стоит мне включить этот самый смартфон… Но, в этот момент у меня появляется сомнение, а действительно ли я ими владею?

Да, доступность информации создает иллюзию того, что я могу получить знания. Но и к этой фразе — «получить знания» — у меня много вопросов. Можно ли знания «получить»? Когда в университете готовишься к экзаменам, то голова наполняется, наполняется «знаниями», а несколько месяцев спустя голова пуста. Может все дело в том, как были получены знания?

Классический пример. В 1939 году студент математик Джордж Данциг учился в университете. Он опоздал на одно из занятий и увидел записанные на доске условия двух задач.

«Это, видимо, домашнее задание», — подумал студент. Дома он пожалел о том, что опоздал на занятие. Задачи были действительно сложными. Несколько дней напряженной работы, и он все же решил их. Профессор просмотрел то, что принес ему ученик. Он вспомнил, что действительно в начале одной из лекций рассказывал студентам условия двух задач, которые на тот момент ещё не были решены математиками! А Данциг пропустил эту часть лекции, где профессор рассказывал о сложности и неразрешимости этих задач.

Выходит, если мы не знаем, что задача «неразрешима», то мы в состоянии найти это самое решение, открыть его. Да, для этого надо «попотеть», но, возможно, именно «пот» — залог успеха. И вера в то, что задача решаема.
Что еще? Может быть, тот, кто незримо присутствует в этом историческом примере. Профессор. Преподаватель, наставник, учитель создает условия и подталкивает к открытиям. Стремится передать знание, которое когда-то «открыл» сам, «получил» сам.

Это тоже часть формулы? Нужен тот, кто передает знания, создает условия, подталкивает… И, наши труд-пот-усилия…

Чего еще нет в этом рецепте?

Мы ищем информацию зачем-то, для чего-то… Вопрос о том, что и для чего я изучаю, и что я знаю, волновал философов с давних времен, а современная эпистемология исследовала эту тему со всех сторон. Однако, невзирая на все книги, порталы, ресурсы, каждый из нас на своем опыте понимает, что только те знания, что мы добыли сами, являются «нашими» в полном смысле этого слова. Чем труднее задача, чем сложнее вопрос, тем ценнее опыт.

То, что мне легко доступно в Интернете, еще не факт, что ценно. Парадоксально, но человечество придумало отличный способ коммуникации, создало огромные хранилища данных, получило возможность практически мгновенно иметь на своем столе любую информацию — и это бесполезно?

Обожаю парадоксы! Они заставляют взглянуть на привычный мир с другой стороны. А может, возможности коммуникации это лишь инструмент? Тогда все встает на свои места. Чтобы добыть знания (именно добыть, а не получить!), нам нужна хорошая-сложная-неразрешимая задача. И у нас есть в распоряжении инструменты, которые сами по себе не дают знаний.

Жизнь — это тоже Учитель. Мы можем научиться проверенным схемам и действовать привычно, изо дня в день решая одинаковые задачи. Как по кругу, когда каждый следующий день похож на предыдущий. Каждый год — копия прошлого. Как выйти? Как начать подниматься по лестнице? Мне кажется, мы знаем ответ. Когда судьба дает нам выбор, надо всегда выбирать трудное, а еще лучше «неосуществимое» дело.

You have no rights to post comments