Николай РерихВсе Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света.

Н.К. Рерих. «Живая мудрость»

О Николае Константиновиче Рерихе написано столько, что было бы странно пытаться сказать что-то новое. Но, с другой стороны, пример людей, подобных Рериху, постоянно должен быть перед глазами.

 

КТО ОН?

Пусть этот вопрос не покажется нелепым, ведь большинству из нас о Николае Константиновиче известно очень немного. Обычно имя Рериха связывают с его художественным наследием, и мало кто знает, что он был не только художником. Гораздо хуже мы знаем Рериха — писателя, философа, путешественника, общественного деятеля. И еще меньше мы знаем его как Ученика, удостоившегося в XX веке чести напрямую контактировать с Великими Учителями и старавшегося в каждое свое произведение вложить частицу Мудрости, полученной от Них. Пакт Рериха, справедливо называемый Красным Крестом Культуры, знаменитая Трансгималайская экспедиция, институт «Урусвати» с задачей синтезировать науку и религию — все это тоже непосредственно связано с именем Н.К. Рериха. Попробуем вместить в короткую статью основные вехи жизненного пути человека, о котором на Востоке говорят: он почтил Землю своим присутствием.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Николай Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье преуспевающего нотариуса Константина Федоровича Рериха. Фамилия Рерих имеет скандинавское происхождение и означает «богатый славой».

Еще в детстве проявилась многогранность увлечений Рериха и его тяга к Востоку. В Изваре, загородном поместье недалеко от столицы, едва научившись складывать буквы в слова, он перечитал все книги по истории России, и особенно ее героический эпос. Чуть позже он увлекся археологией и даже получил разрешение на проведение раскопок в окрестностях Извары. «Мои первые находки из могильников соотносились не только с любимыми уроками истории, но и с географией, а также с причудливым историческим вымыслом Гоголя», — писал впоследствии Николай Константинович, чья способность синтезировать различные виды творчества в поиске единых духовных основ стала жизненным кредо.

В своих музыкальных и художественных вкусах он с детства тяготел к Востоку. В немалой степени этому способствовали рассказы ученых-востоковедов, приходивших в гости к Рерихам, но, очевидно, причины подобного устремления лежали гораздо глубже. Примечательно, что детское воображение мальчика было поражено величественностью горы, запечатленной на находившейся в Изваре картине. Потом Рерих узнал, что это была Канченджанга — одна из самых красивых и таинственных вершин Гималаев.

Константин Федорович, отец Николая, не чинил препятствий разнообразным увлечениям сына, ставя единственным условием для него юридическую карьеру. Сам же Николай уже в гимназии проявил незаурядные художественные способности и мечтал поступить в Академию художеств. В итоге в 1893 году он получил разрешение посещать ее, став студентом юридического факультета императорского Университета.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В становлении Рериха как художника огромную роль сыграло его обучение в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, русского художника-передвижника. «В живописи должна присутствовать духовность, — учил Куинджи. — Ей должны подчиняться композиция и техника». «Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни», — подвел итог этому периоду сам Рерих. В дипломной работе — картине «Гонец. Восстал род на род» — он обобщил свое понимание русской истории и первые философские размышления о судьбе России, это полотно стало первым в целой серии работ, посвященных русской истории и мифологии. «Гонца» высоко оценил сам Л.Н. Толстой.

Будучи уверенным в том, что своими корнями русское искусство уходит глубоко в историю дохристианской Руси, Рерих смело использовал в своем творчестве народные мотивы, чем заслужил как резкую критику, так и восторженное признание со стороны современников. В 1900 году он поехал в Париж, где продолжил обучение в студии Фернанда Кормона, ценившего, как и Рерих, легендарное прошлое.

Убеждение Рериха в том, что путь к будущему лежит через понимание прошлого, разделяла Мария Клавдиевна Тенишева, с которой он познакомился в 1903 году. Молодой художник с энтузиазмом включился в реконструкцию усадьбы Талашкино, где, по замыслу Тенишевой, должна была появиться община художников. Кисти Рериха принадлежит уникальная фреска в Храме Духа в Талашкино, изображающая Царицу Небесную, Мать Мира, — позже Рерих неоднократно возвращался к этой теме.

ЛАДА

В 1900 году, будучи проездом в Бологом, в имении князя Путятина Николай Константинович познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей 28 октября 1901 года Еленой Рерих. Кто мог предвидеть тогда удивительное будущее этого союза? Ладой называл Николай Рерих свою «другиню и вдохновительницу» и посвятил ей несколько картин. Одна из них, «Ведущая», в аллегорической форме передает тонкие и глубокие взаимоотношения, на всю жизнь связавшие Рерихов. «Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом и вся семья — все строится по тем же благодатным началам», — писал Николай Константинович о супруге.

Многие картины, творческие и общественные начинания Рериха стали результатом работы двоих. Большое влияние на молодых Рерихов оказали труды Рамакришны и его ученика Вивекананды. Особенно близкой им была идея о том, что служение Богу должно сопровождаться сознательной работой на общее благо, служением другим людям. В начале XX века Рерихи познакомились с теософией, с работами Елены Петровны Блаватской. Позже именно Елена Рерих перевела на русский язык «Тайную Доктрину». В творчестве Николая Константиновича нашли свое воплощение идеи и образы Живой Этики, Агни-Йоги, записанной через посредничество Елены Ивановны.

БЕЗ РОССИИ

В 1916 году в связи с осложнениями после перенесенного годом ранее воспаления легких и по настоянию врачей Рерих вместе с семьей переехал в Финляндию, где они встретили революцию и оказались отрезанными от России. У Николая Константиновича не было однозначного отношения к событиям 1917 года, но имелось очень четкое убеждение в необходимости сохранять культурные ценности от разрушения. Пока в 1918 году не была окончательно закрыта граница между Россией и Финляндией, он продолжал приезжать в Петроград и работать в Комиссии по охране памятников культуры и искусства. В 1919 году Рерихи переехали в Лондон, а в 20-м — по приглашению Чикагского института искусств — в Америку.

В октябре 1921 года в Нью-Йорке Николай Константинович основал Школу объединенных искусств, воплотив тем самым свою давнишнюю мечту — объединить под одной крышей разнообразные виды искусства. Основной идеей Рериха было открыть людям искусство как один из путей высшего познания: «Искусство объединит человечество. Искусство — неделимо. Искусство имеет много граней, но, тем не менее, едино. Искусство — явление грядущего синтеза. Искусство — для всех. Врата „священного источника“ должны быть широко открыты для каждого, и свет искусства зажжет множество сердец новой любовью. Сначала это будет бессознательное чувство, но постепенно оно очистит сознание людей. Как много юных сердец ищут нечто реальное и прекрасное! Так дадим им это. Несите искусство людям — оно принадлежит им. Тогда у нас не только музеи, театры, университеты, публичные библиотеки, железнодорожные станции и больницы, но и тюрьмы будут прекрасными. Тогда и тюрьмы не будут нужны».

Параллельно в Америке с невиданным успехом проходили выставки картин Рериха, а в 1924 году даже был открыт первый в мире музей, посвященный его творчеству. С момента своего создания Музей Рериха приобрел практически все полотна художника и до сих пор является обладателем самого крупного их собрания.

ТРАНСГИМАЛАЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В 1925–1928 годах состоялась грандиозная Трансгималайская экспедиция, прошедшая по маршруту Кашмир — Ладак — Китайский Туркестан — Алтай — Монголия — пустыня Гоби — Тибет — Гималаи — Индия. Официально экспедиция имела научные цели и собрала богатейший этнографический материал; были привезены коллекции минералов, сделаны редчайшие фотографии древних изображений. На своем пути экспедиция Рериха столкнулась с невиданными физическими и политическими трудностями. Достаточно сказать, что в Гималаях экспедиционному каравану приходилось преодолевать перевалы на высоте около 5000 метров, долгое время быть на высоте более 3000 метров — и при этом продолжать работу. Пять месяцев, зимой, в летних палатках, при арктических температурах, экспедиция находилась под арестом в Тибете, так как местные власти подозревали в Рерихе шпиона и препятствовали его въезду в Тибет.

Трансгималайская экспедиция имела не только научные, но и иные цели, далеко выходящие за пределы «научного» понимания. Достаточно сказать, что своим маршрутом она повторила путь сокровенных странствий Будды и что, пока она продолжалась, Рерихи находились в тесном контакте с Махатмами — Великими Учителями человечества — и работали под Их руководством. Известно, что еще задолго до экспедиции, в Париже, Рерихи получили по почте необычную посылку — шкатулку с Камнем Чинтамани, легендарным сокровищем Востока, и этот Камень сопровождал их в путешествии по Гималаям. Впрочем, Рерихи никогда не стремились афишировать истинные цели экспедиции, прекрасно понимая, что они не могут быть поняты большинством и скорее всего будут извращены. Но, проявив невиданное упорство, а порою и рискуя жизнью, они не отступили от цели и завершили экспедицию.

МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ

В 1928 году, после возвращения из экспедиции, Николай Константинович вплотную приступил к осуществлению задачи, ради которой долго трудился до этого. Речь идет о знаменитом Пакте Рериха, призвавшем на международном уровне к защите культурных ценностей от разрушения во время военных действий. В тексте Пакта, в частности, говорится, что «образовательные, художественные и научные заведения, художественные и научные миссии, их персонал, собственность и имущество... считаются нейтральными и подлежат защите и охране воюющими сторонами. Защита и охрана вышеуказанных организаций и миссий на всей территории принадлежит суверенитету глав договаривающихся сторон (главам государств мира), без какой-либо дискриминации со стороны государства относительно любого специального учреждения или миссии... Памятники, организации, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, могут вывесить отличительный флаг... который оповестит об их специальной защите и охране воюющими сторонами, правительствами и народами всех глав договаривающихся сторон».

В качестве «отличительного флага» Рерих предложил изображение, названное Знаменем Мира: три красные сферы на белом фоне, вписанные в красную окружность. Это изображение не являлось новым, встречалось во многих древних источниках и символизировало, по замыслу Рериха, религию, науку и искусство в круге культуры. Другое прочтение — прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Задачей Знамени Мира было защищать произведения искусства точно так же, как Красный Крест защищает человеческие жизни. 15 апреля 1935 года в Белом Доме в присутствии президента Рузвельта был подписан договор Пакта Мира, к которому присоединилось более 20 стран.

«УРУСВАТИ»

После возвращения из Центрально-азиатской экспедиции Рерихи поселились в Индии, в долине Кулу. Николай Константинович основал Гималайский институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней звезды». Под руководством Юрия Рериха, сына Николая Константиновича, собирались и переводились древние манускрипты, изучались полузабытые диалекты. В институте велась широкая деятельность по изучению и сбору лекарственных растений; был составлен первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. С институтом «Урусвати» сотрудничали многие путешественники и ученые, среди которых, например, были Свен Гедин и Альберт Эйнштейн.

Сам Николай Константинович за время работы в Кулу создал одни из самых глубоких и философских своих полотен. В них он запечатлел образы подвижников, Учителей, в разные времена и в разных странах передававших людям искры вневременной Мудрости и зажигавших в них огонь Духа.

Сегодня вряд ли найдется человек, который ничего не слышал бы о Рерихе. Николая Константиновича помнят как художника, ученого, общественного деятеля, философа, путешественника. Его многогранность поражает, волнует, вдохновляет. Но есть в этой многогранности удивительный стержень, объединяющий столь разные стороны его широкой натуры. Подобно тому как Куинджи учил его видеть в искусстве прежде всего духовность, сам Рерих старался в каждом человеке разбудить его творческий, духовный потенциал. «Зажигайте сердца!» — таким был его девиз.

You have no rights to post comments