Ею все восхищались, а каждый шаг придирчиво оценивали. Получилась «капризная, властная, вздорная и гениальная» Коко Шанель. Но разве можно было с таким характером создать современный канон благородства, простоты и гармонии в одежде? Так какой же все-таки она была?

 

Габриель и Адриенн Шанель. Виши. 1906

Жизнь бедной провинциальной швеи — вот всё, что смогла предложить судьба юной Габриель Шанель, выросшей без родителей. Сиротский приют, монастырь, швейная мастерская, захолустный городок… Вот уж правда: родилась без крыльев. Но маленькая мадемуазель не смирилась. И решила не мешать им вырасти.

В свободное время она стала шить шляпки и вместе с подружкой прогуливалась в них по своему городку Мулену. Случилось чудо: ее шляпки быстро стали популярными.

Очень скоро девушка стала содержанкой молодого офицера — предел мечтаний для бедной швеи! Но не для Шанель. Она находит деньги и открывает маленькое ателье. Потом свой салон на знаменитой теперь улице рю Камбон. Потом модный Дом. И уже через несколько лет светские журналы напишут: «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды».

Наверное, ей помогла сама судьба — тем, что с самого начала «не вписала» Габриель ни в один канон: маленький рост, мальчишеская фигурка, неправильные черты, отсутствие денег, влиятельных родственников и страстная жажда свободы, самостоятельности, тяга творить… Все это так далеко было от существовавших в начале XX века представлений о женщине, которой позволялось лишь заботиться о семье, быть слабой и беззащитной, очень красивой и не очень умной. Зачем же тогда Габриель держаться за старую жизнь, не припасшую для нее ничего достойного? Зачем цепляться за старые взгляды, даже если их разделяют все? Лучше уж идти своим путем, даже если по нему еще никто не ходил…

Коко Шанель

Но это легко говорить из нашего времени, стоя в конце пройденного Шанель пути, видя все ее завоевания и успехи. Но тогда, сто лет назад, перед ней не было дороги: эту дорогу ей предстояло проложить самой. Своими поисками, своей работой, своим талантом (она не любила, когда о ней говорили: «Гениальная!»), своей любовью, своими потерями и своим одиночеством. Некому было пообещать ей побед. Наверное, надо было быть Шанель, чтобы решиться сразиться с судьбой.

Она ни на кого не была похожа. И дело было не в одежде. В ее Дом моды шли не за новыми нарядами, а за новой жизнью. «Шанель создала женщину, которую Париж до нее не знал…» — написал Морис Саш в книге «Десятилетие иллюзий».

Эта новая женщина наконец обрела внутреннюю свободу, по которой давно тосковала, и научилась сама строить свою судьбу. Она избавилась ото всего, что ее сковывало и мешало расправить крылья, — начиная с корсетов и длинных волос, заканчивая представлениями о возможностях женщины.

Эта новая женщина терпеть не могла безделья. Сама Шанель любила вставать с петухами и рано ложиться спать и не уставала повторять: «Главное для женщины — постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела».

Она точно знала, зачем и куда ей нужно идти, знала цель каждого жеста и слова.

Она всегда делала все, за что бралась, максимально хорошо и всегда предъявляла к себе самые высокие требования. О себе мадам говорила: «Я смотрю на костюмы, которые выпускаю, и думаю: те, кто их покупают, пожалуются ли они на крошечные недостатки, какие замечаю я одна? Нет. И все же переделываю заново, чтобы было лучше».

Эта новая женщина умела любить и жить с открытыми глазами — учиться у всего, с чем встречалась в жизни, и во всем черпать вдохновение.

И она никогда не останавливалась. Не упускала шансы. Она могла ошибаться, но от того, что считала важным, не отступала никогда.

Она умела сохранять собственную неповторимость и женственность. И противостоять даже требованиям моды. «Она не была красива в строгом смысле этого слова, но была неотразима. Ее речь не была ослепительной, но ее ум и сердце незабываемы». Правильные черты лица — редкий дар природы, но свет внутренней красоты озаряет лицо, и оно становится неотразимым.

Шанель и Сальвадор Дали

А еще Коко Шанель, не раздумывая, протягивала руку помощи многим талантливым людям, даже пугала их своей щедростью. Ее друзьями были Кокто, Дали, Пикассо, Дягилев, Стравинский, благодаря ей родились многие шедевры искусства. «Деньги дают возможность помочь тем, кем восхищаешься, создавать замечательные вещи. Я много помогла русскому балету и просила только одного: чтобы никто об этом не знал».

С ней было непросто, но ее доброе сердце всегда побеждало. Вот как отзывался о ней один из ее друзей, Жан Кокто: «Со своими вспышками гнева, приступами злости, баснословными драгоценностями, своими творениями и своими причудами, своими крайностями и своими любезностями, как и своим юмором и своими щедротами, Коко слагается в уникальную личность — привлекательную, притягивающую — и в то же время пугающую, чрезмерную… но в конце концов человечную!»

Пенелопа Круз в костюме от Шанель

В 71 год, богатая, влиятельная, обладающая неограниченными возможностями, Коко Шанель решила вернуться в мир моды, который покинула больше 15 лет назад. Там уже было много молодых талантливых модельеров, и ее никто не ждал. Первая, созданная ею после возвращения коллекция провалилась. Почти все решили: время Шанель прошло, ничего нового она уже не предложит. Но мадам не отступила. Она много работала, искала новые идеи, не уходя от своих канонов, и в конце концов — победила. А свою последнюю коллекцию Коко Шанель представила публике, когда ей было 87 лет.

Она создавала не моду, а классику и открыла новый образ жизни для себя и еще для очень многих женщин. А стиль, простой и естественный, элегантный, гармоничный и очень женственный, стал его отражением. Может быть, поэтому он выдержал экзамен времени и остается по-прежнему актуальным.

You have no rights to post comments