Человек интересное создание. Совмещает в себе огромное количество абсолютно непохожих персонажей. То на первый план выходит добродушный, наивно-глуповатый Винни-Пух, то маленький трусливый Пятачок, то капризная принцесса дернет плечиком. Так же у руля любит стоять ворчливая старушка. И все-то ей не нравится, и для каждого у нее припасено «доброе» словечко, а когда вокруг нет никого, чтобы обвинить во всех бедах, она садится на скамеечку и, вздыхая, молвит: «О времена, о нравы! Куда катиться этот мир».

В этом я с ней полностью согласна. Куда-то этот мир точно катится и кто-то, вероятно, помогает ему катиться в одном из направлений.

Но сначала о временах и нравах. Наша ворчливая старушка многое, конечно, повидала, но, вероятно, Европу 200-летней давности давно не навещала.

Итак, Англия начала 19 века.

Начало столетия ознаменовалось началом индустриализации. Городское население стремительно росло. Но условия труда были, мягко говоря, не самыми лучшими. Люди работали по 16 часов в день за грошовую оплату, дети работали наравне с взрослыми. Ни о каком общем образовании речи не шло. Образование было привилегией богатого меньшинства. И, конечно же, только мужчин. Даже если женщине повезло родиться в состоятельной семье, и ей не нужно было работать в жутких условиях за нищенскую зарплату, то в любом случае она обладала не большими правами, чем движимое имущество. Она, естественно, не имела права иметь профессию, право на образование и наследование. Мужьям юридически разрешалось бить своих жен «для их исправления».

Но, возможно, в самом тяжелом положении в западном мире того времени оказались люди с другого континента. В XVII веке вывоз рабов из Африки для работы на английских и французских плантациях приобрел гигантские размеры. По сути, вся экономика этих стран основывалась на рабском труде. Безусловно, это было очень удобно. Зачем искать новые пути развития, если можно бесплатно эксплуатировать сотни тысяч людей. Крайне выгодная система! За время распространения работорговли англичанами из Африки было вывезено примерно 12 миллионов рабов. Чтобы оправдать подобную бесчеловечность, работал целый отлаженный механизм пропаганды. Африканцам было отказано в статусе человека. Они находились в положении мулов или собак, бессловесных существ, не имеющих души и уж точно никаких прав. Это идея так прочно сидела в головах власть имущих, к тому же была такой удобной и выгодной, что, казалось, нет выхода из этого порочного круга.

 

Работорговля в XIX веке

Но сегодня работорговли (по крайне мере официальной) в западном мире не существует. Практически каждый человек имеет возможность получить образование и достойный труд, а женщина получила все возможные гражданские права. И все эти перемены стали возможными благодаря конкретным людям.

Одним из них был Уильям Уилберфорс.

 

Уильям Уилберфорс

Родился он в 1759 год в состоятельной семье. При этом был единственным ребенком. У его отца было огромное состояние. Поэтому о деньгах, профессии он мог не беспокоиться. Перед ним открывалось безоблачное будущее полное приятных времяпрепровождений. Уильям поступает в колледж, но его больше интересует не учеба, а разгульная студенческая жизнь. Дни он проводит за картами, а ночами развлекается с друзьями в кабаках. Практически чудом ему удается закончить учебу.

Уильяму двадцать пят. Он известный на весь Лондон повеса и щеголь, забавы ради поступивший на службу в Парламент. И вот этот молодой прожигатель жизни отправляется в турне по Европе. Эта поездка станет переломным моментов во всей его жизни. Из нее он вернется уже другим человеком с глубокими убеждениями, которые изменят не только его жизнь, но и жизнь многих и многих людей.

По сути, до этой знаменательной поездки он видел жизнь лишь из окна своей кареты, общался в узком круге обеспеченным успешных людей. Соприкосновение с реальностью было минимальным. В своем путешествии он видит другую Европу. Беспросветная нищета, проституция, крайняя жестокость нравов, публичные казни и наказания и… тысячи и тысячи рабов в кандалах и цепях, которых доставляли на кораблях из Африки в таких нечеловеческих условиях, что удивительно, что кто-то выходил (точнее выползал) из этих плавучих тюрем живыми.

Итак, по возвращении в Лондон повзрослевший Уильям бросает карты и пьянство, много читает, особенно философскую и богословскую литературу. Он хочет найти ответы на терзающие сердце вопросы. Почему человек так жесток? Откуда в человеке это чудовищное безразличие к другим людям? Мудрецы прошлого и настоящего через книги дают ему наставление о том, что в человеке есть две природы. высшая и низшая. Низшая природа руководствуется инстинктами, а значит, человек, поступая из своей низшей природы, одержим состязанием, соперничеством и своекорыстием. Высшая же природа в человеке часто не проявляет себя, хотя из нее исходит все самое светлое и доброе на земле. Любовь, сострадание, объединение. Задача человека в том, чтобы научиться действовать, чувствовать и мыслить, исходя из своей высшей природы. Это требует огромных усилий, большого внутреннего труда. Уильям решает оставить политическую жизнь, посвятить себя делу богословия и внутреннего преображения. Так бы могла и закончится это история. Возможно, Уильям стал бы хорошим человеком, прекрасным пастырем для многих нуждающихся в утешении и наставлении людях, но судьба предложила нашему герою другую дорогу.

В поисках подходящего для себя прихода, в одной из сельских церквей Уильям знакомится с неким Джоном Ньтеном. История этого человека, бывшего работорговца глубоко раскаявшегося в своем прошлом сама по себе удивительна и заслуживает отдельного рассказа. Он рассказал Уильяму историю своей жизни и убедил его, что тот больше послужит добру, если останется в парламенте и попытается сделать что-то, хоть что-то для людей всю жизнь носящий клеймо рабов.

И так на исходе 18 столетия начинается битва, которая длилась целых 20 лет.

Первую речь в Палате Общин об отмене работорговли Уильям произнес 12 мая 1789 года. Чтобы законопроект был принят, большинство голосов палаты должны были его поддержать. Но подавляющая часть представителей палаты сами были рабовладельцами. Приняв такой закон, они бы теряли огромные деньги. Ситуация тупиковая. Но Уильям не сдавался. Каждый год он выступал с законопроектом об отмене работорговли и каждый год ситуация немного но менялась. Ведь помимо выступления в парламенте, Уильям и его соратники вели планомерную борьбу на многих фронтах. Нужно было изменить общественное мнение касательно данного вопроса. Выпускаются памфлеты и брошюры. Уильям выступает с публичными лекциями. Беседует с членами парламента. Взаимодействует с женскими сообществами. Ведь они могут повлиять на мнения мужей. Целых 20 лет Уильям засыпал и просыпался с одной идеей, с одной мыслью… работорговля должна быть запрещена! Эти 20 лет дались ему нелегко, много раз у него опускались руки, здоровье сильно пошатнулось. Он вынужден был принимать опиум в качестве лекарства от сильных болей. Его преследовали навязчивые кошмары, в которых он видел людей в кандалах, взывающих к нему о помощи. А он, а он ничего не может сделать.

И все-таки в 1807 году его законопроект был принят. Это был момент счастья. Даже неприятели и явные противники в Парламенте встали, чтобы приветствовать человека, который сделал невозможное возможным.

Великобритания стала первой в мире страной, законодательно запретившей работорговлю. Формально работорговля была запрещена только на территории Британской Империи, на практике же запрет касался всех. Британия в то время была «владычицей морей», поэтому принятый ею закон был обязателен для всех, кто имел несчастье оказаться под прицелами ее пушек. Уже с 1808 года (и до начала XX века) суда Королевского Флота патрулировали африканские берега и ловили подозрительные суда.

Да, победа была одержана, но это была лишь первая победа. Работорговля была запрещена. Но рабовладельчество оставалось законным. Последующие годы Уильям занимался не только вопросом полной отмены рабства, он так же принимал активное участие в преобразовании образовательной системы, мечтая сделать его доступным для всех слоев общества.

Прошло еще около 20 лет, прежде чем рабовладельчество было запрещено полностью. В 1833 году в Парламенте был принят соответствующий закон.

Уильям умер через три дня после принятия закона. Дело его жизни было завершено.

Всю свою жизнь он свято верил и отстаивал идею равноценности всех людей. Сейчас это кажется, более или менее понятно и очевидно. Хотя история 50 летней давности наглядно показала, как легко всё может измениться.

На медали аболиционистской компании (компании по отмене рабовлальчества) были высечены следующие слова «Я ли не человек, я ли не брат?!»

Медаль со словами «Я ли не человек, я ли не брат?!»

От лица кого написаны эти слова? От лица рабов? Или же от лица свободных людей? «Я ли не человек?!» взывает униженный и оскорбленный. «Я ли не человек, я ли не брат?!» говорит свободный, обладающий силой человек и делает шаг навстречу объединению, шаг навстречу единству, шаг навстречу человеку и брату.

You have no rights to post comments