Обычно этот вопрос даже и не возникает. Человек неправ? Мы ему сразу об этом сообщаем. Он что-то не то сделал? Мы тут же это комментируем. Он ошибся? Мы с ходу поправляем.

И вроде бы всё правильно делаем, а человек почему-то не рад. Ёжится, огрызается, не хочет признавать свою неправоту. И осадок на душе у него остается, саднит, как шрамик.

И мы сами тоже все в шрамиках: и нам тоже кто-то постоянно указывает на ошибки, поправляет, критикует. И мы тоже ёжимся и ерепенимся, не соглашаемся с критикой, даже если она справедлива…

Вот — актуальное слово: справедлива. В чем здесь справедливость? В том, чтобы указать, где и в чем человек неправ? Или в том, чтобы сделать это правильно?

Есть проверочный вопрос, который даст нам понять, надо ли критиковать.

Но чтобы успеть его задать себе и ответить, нужно некоторое время — буквально несколько секунд. Но это жизненно необходимая пауза.

Итак, вопрос.

Зачем?

Зачем я сейчас хочу произнести эти слова?

Чтобы показать, что Я знаю, как правильно, а ОН — нет?

Чтобы ткнуть его носом в ошибку?

Чтобы сбросить раздражение, гнев, досаду?

Если, честно поговорив с собой, я прихожу к какому-то из этих ответов — лучше промолчать. Потому что сейчас я думаю только о себе и потому не справедлив. Ни к чему хорошему моя критика не приведет. Человек ее не захочет принять. Отношения вы испортите. Шрам останется.

Чтобы помочь делу, которое мы делаем/он делает?

Чтобы помочь человеку увидеть ситуацию в другом свете?

Да и просто — чтобы помочь ЕМУ? Поддержать? Ободрить? Подарить уверенность в своих силах?

Только эти ответы заслуживают наших слов. Потому что я перестаю беспокоиться о себе, а беспокоюсь о человеке или о результате чьих-то трудов.

Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь, как правильно жить.
Далай-лама

 Чтобы меня действительно услышали, нужно еще найти правильную форму. Но об этом — в другой раз.