Его обожают все. Простые зрители и маститые режиссеры, музыканты-профессионалы и строгие критики. Его музыка к фильмам живет своей жизнью, порой, дольше самих кино-шедевров. А их, на минуточку, более двухсот. В чем же секрет всеобщей любви?

Эдуард Артемьев пишет музыку самобытную, ни на кого не похожую, с особой лирической, проникновенной интонацией. Эти мелодии мгновенно запоминаются и никогда не надоедают. Они становятся музыкальными символами наших переживаний и состояний, настолько точно и просто выражают чувства миллионов слушателей. Ну как может надоесть главная тема из «Соляриса», или соло трубы из фильма «Свой среди чужих…»? Всеобъемлющее чувство родства с миром и с каждым человеком присуще музыке Эдуарда Артемьева. Вот что говорит о нем Н. П. Кончаловская: «Он современен без даты, вне времени. Гармония Артемьева в удивительном проникновении. Демократичность. Молодые и старые, все могут это оценить и всех это заденет».

Музыка из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Эдуард Николаевич вспоминал особое время с семи до 14 лет, когда жил с родителями в Рязани. Есенинская необъятная Русь. От края до края разливается Ока и Москва-река, леса и поля до горизонта. Эти детские впечатления формировали музыкальную палитру композитора. «До 15 лет я ненавидел музыку и бесконечные упражнения, хотелось свободы». Что же изменилось? Эдуард поступил в консерваторию и вскоре познакомился с создателем первого синтезатора, инженером Евгением Мурзиным. В далекие шестидесятые это был прорыв в неведомое, новые возможности звука. Синтезатор «АНС» — аббревиатура имени Скрябина. Артемьев говорит, что именно музыка Скрябина стала для него поворотной точкой в творчестве. Он начал писать, потому что был потрясен новаторством и вселенским масштабом Скрябина. Родилась в буквальном смысле музыка космоса. Молчащая бездна обрела голос и зазвучала таинственными электронными волнами.

Композиция «Далёкие звёзды»

Леша — так назвала его бабушка. Алексей, Божий человек. Так звали его и друзья. И вся жизнь Леши была посвящена служению Богу, музыке, людям. Леша Артемьев о музыке: «Музыка — это ближайший путь к Богу. Это волны, колебания. Вступая в резонанс, раскрывает душу. Вдруг возникают слезы. Вы проникли в Создателя, он вас… потрогал». Андрон Кончаловский говорит про «главное оружие» Артемьева: смирение и полное отсутствие страха смерти. Есть еще один секрет: всеобъемлющая доброта. «Ода доброму вестнику» — кантата, написана к Олимпиаде-80. Эта музыка звучала на открытии Олимпиады — грандиозном событии для всей страны.
 
«Ода доброму вестнику»

Совсем недавно Эдуарда Николаевича не стало. Добрый вестник оставил нам послание о красоте земли, о гармонии мира, о величии космоса, о прикосновении к тайне, которая есть человек. Низкий поклон и благодарность. Светлая память прекрасной душе, наполнившей музыкой и гармонией сердца миллионов людей.

You have no rights to post comments