Готика... Шпили соборов пытаются дотянуться до неба, витражи создают удивительную игру света внутри храма, грозные химеры охраняют входы... А что такое готический стиль в интерьере?

Готика (фр. gothique) — появившийся во времена Итальянского Возрождения термин для насмешливого обозначения всей эпохи Средневековья как варварской и не представляющей художественной ценности (готы — общее название варварских племен, вторгшихся с севера в пределы Римской империи вIII—V вв.). Как стиль готика подразделяется на три этапа: раннюю (вторая половина XII—XIII вв.); зрелую, или высокую (XIII в.); позднюю, или пламенеющую (XIV—XV вв.).

Как мы уже говорили в статье в прошлом номере, стиль является отражением времени. Готическая архитектура — не столько организация объемов, сколько одухотворение пространства — внутреннего и внешнего. Главной идей готического собора можно считать божественную идею, которая пронизывает материю, возвышая ее. Итак — устремленность вверх, в бесконечность, тяга души к чему-то неведомому, загадочному, много красок, много света... О. Шпенглер, создавая свою картину развития художественной европейской культуры, писал: «Готический стиль растворяет материальность в пространстве».

Отсюда и основные приметы этого стиля в интерьере: большое количество стрельчатых арок, аркатурных поясов (декоративный мотив в виде ряда глухих арочек, часто опирающихся на консоли, кронштейны или колонки), сложной формы сводов, ажурных орнаментов.

Дом того времени выглядел так: трехэтажное здание с последним выносным этажом, белые стены, которые частенько были обшиты темным деревом или украшены нарисованной кладкой.

Заглянем внутрь. Стены обычно делились на три части: фриз, украшенный орнаментом; центральная часть — либо просто белого цвета, либо темно-зеленого или темно-синего с золотым узором (часто встречается узор в виде французских лилий или звезд); последняя часть представляла собой деревянный цоколь. Иногда стены обивали тканью или украшали коврами. Как раз в это время в Европе появляются ковры из Персии с изображением сцен из мифов.

Полы были деревянными или выкладывались плиткой, с рисунком в виде орнамента. Для окон в это время начинают использовать стекло, и сначала появляются круглые оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла.

Мебель богато украшалась резьбой, филенками, орнаментом, передающим мотивы каменных переплетов окон и других деталей архитектурной отделки зданий.

Готическое кресло представляет из себя сундук, к которому приделана высокая глухая спинка с глухим же подлокотником. Буфеты имели форму больших прямоугольных или круглых столов на четырех или шести ножках. На буфете расставлялись пряности, фрукты, печенья и конфеты, а иногда и дорогие золотые или серебряные сосуды, для чего на верхней доске буфета устраивали своеобразную этажерку из двух или трех полок.

Кровати стали делать ниже, чем прежде, с высокой прямой спинкой в головах. Именно на стенке в головах сосредоточивалась вся отделка, резьба. Яркой особенностью был также и балдахин над кроватью, который теперь стал еще шире и длиннее. Балдахин выполнялся обычно из дорогих материй и расшивался золотыми и серебряными нитями.

Центром комнаты обычно был богато украшенный камин. Он мог делаться двойным или даже тройным, в зависимости от объема отапливаемого помещения. Внушительные размеры камина позволяли придавать ему облик архитектурного сооружения. Украшался камин крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями рыцарских турниров, картин охоты или иронических сценок на бытовые темы. На камине стояли свечи, которые зажигались на празднествах или при приемах гостей.

Из деталей в убранствах залов обычно всегда можно было увидеть оружие, охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина замка.

Цвета готики — красные, синие, желтые, коричневые цвета плюс золотые и серебряные нити. А также пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые и зеленые оттенки.

Общая картина представляется довольно пестрой по цветовой гамме и устремленной вверх своими основными элементами. Характерна для этого стиля и величественность — отдадим должное смелости мастеров, не боявшихся применять черты соборной архитектуры в интерьерах домов.

Можем ли мы сегодня где-то увидеть такое оформление интерьера? В Интернете можно найти множество сайтов, скажем, ресторанов, в которых их хозяева попытались воссоздать готический стиль. Где-то это получилось лучше, где-то хуже, но для нас важно одно — готический стиль может дать интересные идеи к оформлению и сегодня.

Попробуем понять, как мы можно применить эти знания в обычной современной квартире (сразу оговоримся, что речь идет не о полной реконструкции нашего жилища, а только о придании нескольких интересных черт интерьеру).

Вот несколько композиций.

Ужин в готическом стиле. Для создания атмосферы нам потребуются: большой стол, гобеленовая скатерть, подсвечники на высоких ножках на несколько высоких свечей. Все это нужно расставить, свечи зажечь, наполнить стол яствами, пригласить друзей и наслаждаться получившейся атмосферой праздника.

В качестве элемента комнаты можно сделать некий уголок или оформить книжную полку в готическом стиле. Для создания общего характера возьмите драпировку из тяжелой ткани и придайте с ее помощью общее направление движения композиции. Интересным акцентом может послужить подсвечник из витражного стекла. Хорошо будет смотреться красная роза в высокой стеклянной вазе. И в завершение хаотично разложите несколько томиков книг (по возможности, старых изданий).

Зарисовка на письменном столе. Для нее нам понадобится подходящий стол (сделанный хотя бы в классическом стиле). Настольная лампа строгой формы из витражного стекла и рамочка с фото вашего любимого готического собора создадут теплую атмосферу, а подставка для ручек и карандашей с резным геометрическим орнаментом будет надежным помощником на вашем столе.

Надеюсь, что эти несколько вариантов оформления послужат толчком для ваших удачных экспериментов!

You have no rights to post comments