Memento mori

Недавно я заметил, чем старше я становлюсь, тем меньше понимаю, что такое эта моя жизнь, и тем больше удивляюсь ей.

Есть, наверное, только две по-настоящему вечные темы в нашей жизни: любовь и смерть. Но если первая тема как-то естественно входит в нашу жизнь, как правило, не вызывая вопросов “зачем это?”, то вторую мы принимаем с большим трудом. К ней вопросов очень много, большей частью, наверное, бессмысленных и бесполезных. Впрочем, есть среди них и те, которые позволяют очень глубоко переосмыслить нашу жизнь. В “свете” смерти яснее истинная ценность множества вещей нашей жизни. Из фургона “скорой”, из окна больничной палаты все видится глубже и острее. Дай нам Бог, конечно, еще долго не увидеть мир с “той” стороны, но задуматься об этом стоит.

И мы попытаемся сделать это, опираясь на несколько полотен из Национального музея изящных искусств в Буэнос Айресе.

Вот передо мной “Первый траур” (1885-88 годы) Вильяма Бугро. Безжизненное тело на коленях отца, схватившегося за сердце, рыдания матери. Пятно крови на земле указывает на причину горя. Смерть впервые вошла в жизнь человеков. Вдали за их спинами курится дым над алтарем - свидетель распри между Каином и Авелем. Вокруг осенний пейзаж с бурой выгоревшей травой. Радостная голубизна неба скрыта дымом. Отныне любая радость омрачена… Биографы пишут, что к моменту начала работы над картиной художник потерял любимую жену и двух детей. Картина - своего рода осмысление пережитого опыта.

«Первый траур»
«Первый траур»

Вечный сюжет, рождающий два вечных вопроса: почему умирают те, кого мы любим, кто нам дорог? И почему умираем мы сами? Картина как будто содержит и свой ответ - чахлая веточка с мертвыми сухими листьями на еще зеленеющем кустике как будто перекликается по смыслу с основной сценой - смерть свойственна не только человеку - смертно всё. Всё живущее обречено. И именно с этим осознанием нам жить, либо отвернуться от него…

В соседнем зале полотно неизвестного художника XVII века, принадлежащего итальянской школе. Его название: “Тщетность жизни”. В полутемном музейном зале светящаяся женская фигура на белом пятне простыни привлекает внимание издалека. Не так ли это происходит и в нашей жизни? Она молода, прекрасна, во вьющиеся русые волосы вплетена нить жемчуга, ее прозрачные (мастерство художника!) глаза устремлены вверх, но взгляд кажется контрастирующим с общей расслабленностью тела. Она смотрит на небольшой букет из мелких роз, и как будто сквозь него… она смотрит и с надеждой, и с безнадежностью. Розы - символ красоты и свежести, но они уже сорваны и они обречены.

«Тщетность жизни»
«Тщетность жизни»

Однако в пространстве картины она не одна, рядом, перед нею на фоне глубоко закатного неба высится фигура седобородого старца с большими темными крыльями. Его атрибуты говорят о том, что это Кронос или Хронос - божество пожирающее порожденных им детей. Песок в часах под его рукой неумолимо струится вниз. Он смотрит на нас. Он говорит с нами. В его жесте вопрос к человеку, стоящему перед картиной. Другая его рука указывает на лежащую женщину и на кого-то еще...

Вглядимся пристальнее и увидим еще одну фигуру, появляющуюся из темноты. Да, это она. Она рядом, хотя мы не сразу замечаем ее. Она за спиной, и ее коса нависает над лежащей женщиной.

Преходящая красота, скоротечная жизнь, неумолимое мудрое время и прячущаяся в темноте, не всегда заметная смерть…

Но рядом с этой картиной находится еще одна - менее заметная, но столь же полная глубокого смысла. Автор, как гласит табличка, из круга фламандского мастера Давида Викбонса, и также неизвестен. Как считают, это одна из копий исчезнувшей картины самого Давида Викбонса. Название ее продолжает нашу тему: “Борьба людей и животных против Смерти и Времени”.

«Борьба людей и животных против Смерти и Времени»
«Борьба людей и животных против Смерти и Времени»

Два потока устремляются навстречу своей смерти изображенной в виде скелетов, стреляющих из лука. Однако если животные просто идут навстречу смерти, то люди сражаются с нею, восстают против нее. Тут есть король, замахнувшийся скипетром, воины с копьями и мечами, крестьяне с цепами и палками, музыканты с лютнями.

Кто-то впереди уже упал, сраженный невидимой стрелой, кто-то движется навстречу своей судьбе. Каждый вооружен чем-то своим, особенным, не случайным, не камнями и не дубинами, а своим инструментом - символом своей профессии, своего дела жизни - ведь именно этим мы противостоим смерти и времени. Да, интересная и важная мысль - не лекарство, и не скальпель - наше оружие в борьбе за жизнь… не больничная палата, и не операционная - поле битвы. Наш труд, возможно, единственный способ противостоять смерти и времени.

Толпа выходит из городских ворот - своего рода оплота цивилизации - украшенных фигурами Афины и Геракла, и движется к дереву, как к символу Древа Жизни, охраняемому смертью и временем. У корней дерева Кронос - Время с занесенной косой. Под его ногами - книги, инструменты, все пережившее человека. Смерть убивает человека, Время уничтожает плоды его трудов. Но впереди зовущий за собой, трубящий ангел.

 

You have no rights to post comments