Что имеем  не храним, потерявши  плачем... (поговорка)

Грустно слышать, что там-то снесли старинное красивое здание, которое можно было бы сохранить, или плохо отреставрировали рельеф на фасаде, или собранные годами старинные предметы не ценятся, пропадают, теряются, исчезают...

 

Ефим Честняков

А может и не нужно хранить материальное наследие? Ведь все равно, не будет жить вечно и когда-то, рассыплется в прах все, что сделано руками человека. Кто-то скажет и так — зачем это старье!? А для кого-то они как маячки, напоминающие о важном, хранящие тепло рук, чувства и мысли людей. И этого не передают ни текст книги, ни изображение, никакая виртуальная реальность. Разница такая же, как между человеком и его фотографией. Вспомнился фантастический рассказ о том, что настало время, когда обычное дерево можно увидеть только в музеях.

Возвратимся в наше время, где еще можно сохранить то, что может помочь человеку остаться Человеком. Что же мы пока имеем из того, что, потеряв, вернуть будет невозможно? И что нужно бережно хранить и передавать?

Каждый человек, рождаясь, пользуется накопленным опытом предыдущих поколений, получает знания, применяет их в жизни, добавляет маленькую капельку чего-то ценного от себя и передает дальше. Это можно назвать традицией, хотя понятие это, конечно, более сложное и емкое. Предметы старины — лишь физические носители, своего рода послания, но они хранят историю народа, рассказывают об отношении людей к природе, друг другу, о красоте... Время не стоит на месте, и предметы, служившие людям, прожив свой век, уходят. Лишь некоторые волею судеб и благодаря людям, услышавшим их тихую песню, вырваны из небытия и стоят на полках музеев, наверное, с удивлением прислушиваясь к быстрым ритмам новой эпохи.

Есть люди, умеющие слышать и пытающиеся разобрать этот зов. Они испытывают огромную и часто непонятную, нелогичную в наше время технологий, тягу к чему-то из прошлого, может и не всегда ясному, но очень притягательному... Что же делать, чтобы эти символы, эти послания могли что-то ценное сказать душам новых поколений? И в истории есть примеры людей, которые своей жизнью дали ответ на этот вопрос.

Ефим Честняков — художник Чуда, будто бы забытого и утерянного, но чередой чудес вернувшегося к современному зрителю.

По счастливой случайности его работы обнаружили в этнографической экспедиции в 1968 году, через семь лет после смерти художника. На самом деле история, и правда, чудесная.

Летом 1968 года сотрудники Костромского художественного музея отправились в экспедицию. Ничего интересного в тот раз они не нашли, расстроенные и уставшие, возвращались домой. В Кологривском районе остановились у одной избы, главный хранитель музея Владимир Макаров попросил у хозяйки воды. Та пригласила войти в дом, сняла с бочки какую-то картонку, налила в кружку воды. Макаров обратил внимание на картонку — это была потрясающая живопись, написанная не дилетантом, а профессионалом. Макаров сразу отметил особый стиль мастера.

Так они отыскали сокровище: больше ста живописных работ, тысячи листов графики, записные книжки, скульптуры и фигурки глиняные… Честнякову часто не хватало холста и писал он на чем придется и чем придется: на картоне, фанере, клеенке, на ткани. И хранились работы по-разному: у кого в красном углу, у кого на чердаке (на поднебье, как здесь говорят), а у кого в сарае...

Ефим Честняков. «Город всеобщего Благоденствия»

Ох, и пришлось поработать мастерам-реставраторам под руководством Саввы Ямщикова, которые любовно, «трепеща над каждым мазочком», возвратили им былой вид и цвет… Савва Васильевич назвал Честнякова «гением века», «фигурой эпохи Возрождения» и все сделал, чтобы ни одно полотно не пропало, и чтобы все работы увидели свет. И уже через десять лет сложнейших реставраций выставки никому не известного художника с огромным успехом прошли не только в России, но и в Париже, Флоренции, Турине...

Ефим Васильевич прожил долгую жизнь на земле — без малого 90 лет. Родился в 1874 году, застал и две революции, и Серебряный век культуры и науки, и две мировых войны, и коллективизацию русской деревни, и гонение на церковь, и жестокие репрессии, и даже известие о полете в космос Юрия Гагарина...

Глиняный город (более 400 фигур), выполненный Ефимом Честняковым, фото автора, 1910-е гг.

При всем этом внутренняя творческая жизнь Ефима Честнякова всегда происходила словно в ином измерении... Если не знать жизни художника, то нельзя определить, к какому веку относится его мир, сказочный, идеальный, фольклорный; своего рода золотое безвременье.

В мирах его: тишь и свет, чудеса частые да благо всеобщее, люди крылатые, дети счастливые и диковинки разные... Будучи одаренным, самобытным педагогом, Честняков через театр и игру обучал детей миру удивляться, радоваться, мечтать и сохранять в себе веру в добро и чудеса.

В его записных книжках можно услышать важные ответы на вопрос — что же делать, чтобы сохранена была красота на земле… И один из ответов — ДЕТИ.

«Начинать надо с детства человека-то строить... Дать им полное детство, чтобы душа успела наполниться радостью жизни, сказкой жизни, чтоб успела пробудиться детская творческая фантазия.

Насколько во взрослом человеке уцелел ребенок, настолько он и личность. Разбудить в детской душе творческое начало и не дать заснуть этому началу  вот что надо делать

С малых лет приучая детей к искусству, он считал, что оно поможет им найти себя в любой профессии, в любом деле. «Вся моя, — писал он о своей жизни, — затрачена на искусство. Я считал это важным для страны и работал до изнеможения и, чтобы работать так деликатно, как искусство, надо жить-кипеть светлым светлым ключом».

Одна его воспитанница вспоминает: «Мы у него учились всему… Рисовать, мастерить, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах, он приобщал нас к литературе, читая свои «сочинушки», и к театру; мы всегда с нетерпением ждали, когда он скрутит в трубочку полог, закрывавший сцену и нам откроется вся эта несказанная красота… Он учил наблюдать природу, видеть красоту. Воспитывал в нас лучшие человеческие качества... Нельзя,  говорил,  обижать других, хвастать или браниться, обманывать и завидовать… Я навсегда благодарна Ефиму Васильевичу…»

«Поэзия бабушки баюкала,
матери  хватала за сердце,
дедушки  возносила дух,
отца  умиротворяла…»

Работа Ефима Честнякова с детьми послужит добрым примером следующему поколению педагогов, чтобы никогда не прервалась живая связь времен.

Если мы хотим жить в более добром и красивом мире, очень важно создавать его в настоящем, вдохновляясь всем самым лучшим из прошлого и передавая это детям, в которых эти новые зерна прорастут в то, о чем мы мечтаем сейчас.

Литература

1. Кузнецова Г. «Связь времен. Жизнь выдающегося педагога Ефима Честнякова».

2. Жукова О., Егель А., Егель Н. «Сказочная быль о рыцаре сказочных чудес Ефиме Честнякове».

You have no rights to post comments