Истоки духовного поиска

Жирар из Русильона. Миниатюра с изображением строительства двенадцати церквей в честь святых апостолов. Франция, 1448Историк Кристиан Жак в книге «Послание строителей соборов» так пишет о средневековых мастерах-каменщиках: «Нет никакого романтизма в крайне суровой работе этих людей, никакой преувеличенной сентиментальности в постоянной рутине строек. Духовный поиск для них — повседневное приключение, сражение за то, чтобы раскрыть свою подлинную природу, познать себя через истину архитектуры, скульптуры и овладение профессиональным мастерством».

 

Истоки такого духовного поиска, такой деятельной духовной жизни следует искать в монастырях того времени. Именно они в конце I тысячелетия стали настоящими островами мудрости посреди всеобщего невежества, именно они сохраняли жемчужины древнего знания, тысячелетней Традиции. За высокими стенами своих обителей монахи изучали риторику, математику, астрологию, алхимию и другие древние науки, создавали новую модель жизни, свободной от обскурантизма и церковных догматов. Истинный образ монаха той эпохи весьма далек от современных представлений о нем как об «упитанном мистике». Все усилия этих людей были направлены на внутренний поиск, подкрепленный строгостью ежедневного труда. Цистерцианцы и монахи аббатства в Клюни — наиболее известные создатели образцовых правил жизни братства.

Благодаря соединению идеала Монаха с идеалом Ремесленника родился Строитель — человек, проходящий путь от ученика до мастера. Школы строителей кафедральных соборов, сначала в Шартре, затем в Париже и, наконец, по всей Европе, открыли миру огромную пропасть, лежавшую между гильдиями ремесленников и братствами мастеров.

Инструмент в руках Бога

Жирар из Русильона. Миниатюра с изображением строительства двенадцати церквей в честь святых апостолов. Франция, 1448 

Собор Нотр-Дам в Реймсе,
Франция,  после 1254 г.

Строитель ничего не изобретает, он проводник небесных законов на земле, скромное звено в цепочке тех, кто передает Мудрость. Духовные узы и совместный труд объединяют множество рук, сердец и голосов — от мастера, который создает планы собора и руководит стройкой, до ученика, который обтесывает камень. Став посредниками между Богом и миром, мастер и ученик воплощают на земле божественный план и таким образом сакрализуют Природу. Они становятся инструментом в руках Бога. Но для этого, для того чтобы божественный свет беспрепятственно проходил через человека и воплощался в творениях его рук, он должен достичь внутренней чистоты, устранить «непрозрачность», порожденную личными стремлениями и грубыми инстинктами, то есть полностью измениться, забыть себя, свое «я». Настоящий Строитель знает, что он — духовный инструмент и что величина его Дела превосходит его самого; именно оно, Дело, его подлинная суть. Молитва строителя — в работе и в преобразовании материи.

Дух работы

Искусство священно по своей природе, так как его задача — воспроизводить на земле божественные модели. Каждый предмет, созданный рукой человека, становится частью и продолжением Творения.

Но, согласно старой притче, есть те, кто своим трудом просто зарабатывает себе хлеб, слепо обтесывает камень, а есть те, кто строит Собор. Добродетели мастера и понимание того, ради чего он трудится, осознание высшей цели его работы придавали предмету труда и каждому действию священный характер. Материя формирует человека так же, как человек формирует материю, когда работает с ней. Какие бы средства ни использовались для создания произведения, дух, скрытый в материи, открывается и передается ученику, только если он одержал победу над своей собственной природой. Такое соединение внешних усилий и внутреннего поиска позволяет превращать любой повседневный труд в ритуал. Для строителей кафедральных соборов работа становилась священнодействием, а удары молотков о камни походили на биение огромного сердца и символизировали Дух, опускающийся и воплощающийся в соборе.

Мастера и ученики совместно участвовали в ритуале Сотворения мира.

Братство

Обособленное от светской и политической жизни, открытое всем, кто принимал его правила и уставы, братство объединяло людей, влюбленных в общий идеал. Любой человек, желавший стать членом братства, подвергался суровому испытанию: он должен был выполнять самую грязную и тяжелую работу, а старшие ученики при этом постоянно осыпали его обидными насмешками. Так проверялись его воля, терпение, стойкость и подлинность намерений.

Став учеником, человек должен был постигать основы ремесла, изучать геометрию, астрономию, музыку и свято соблюдать законы братства.

Собор Нотр-Дам в Реймсе, Франция,  после 1254 г. 
«Школа грамматики», «Музыка», «Астрономия», Геометрия и Арифметика".
Лука дела Роббиа. Рельефы со стены кампанилы. Флоренция, Музео делл’ Опера дель Дуомо, 1437

Во главе братства строителей стоял Мастер. Его уважали не за личностные качества, а за добродетели души, профессиональный опыт и исключительно важную роль, которую он играл в братстве. Его главной обязанностью, помимо общей организации работы и утверждения планов, была забота о духовном развитии всех его учеников.

Дисциплина была суровой. Того, кто нарушал ее, наказывали со всей строгостью. За серьезную провинность — к примеру, за обнародование обрядов или раскрытие тайн ремесла — человека навсегда изгоняли из братства.

Витражи собора Нотр-Дам в Шартре, Франция, XII-XIII век. 
Витражи собора Нотр-Дам в Шартре, Франция, XII-XIII век.

Став учеником, человек должен был хранить в глубочайшем секрете знания, которые открывал ему мастер, и определенные внутренние правила братства. Однако это делалось не затем, чтобы скрыть учение, а чтобы сохранить его максимально чистым и не допустить искажения из-за неправильной передачи. Только того, кто успешно прошел все испытания, заслужил доверие членов братства и остальных людей, начинали учить передавать знание и мудрость другим.

***

В золотые времена строительства готических соборов религиозные и светские власти способствовали деятельности братств, монашеских и рыцарских орденов, но спустя некоторое время многое стало мешать этому божественному творческому порыву. Развитие торговли, забота о выгоде, производительности трудапотихоньку сказались и на ремеслах. Это бедствие, очевидно, не коснулось самих братств, но затронуло их заказчиков, поставивших деньги и власть выше Бога. Беглого взгляда на современную архитектуру достаточно, чтобы убедиться, что Мастеров в наше время почти не осталось. Время отделило листья и ствол от корней Дерева Знания, и жемчужины древней Мудрости стали сегодня предметом бесчисленных интеллектуальных спекуляций, редко связанных со стремлением к подлинной внутренней трансформации.

Но кто знает, может быть, Строители когда-нибудь вернутся и благодаря новому духовному порыву засияют в наших городах шпили новых готических соборов.

You have no rights to post comments